Ирина Ворошилова, генеральный директор собственного рекламного агентства, редко сталкивалась с проблемой авторского права в Интернете. Ведь рекламодатели сами предоставляли и тексты, и фото для баннеров и статей. Однако недавно с ней приключилась история, уроки из которой Ирина предлагает извлечь всем читателям «ГЛ».
Один из моих проектов, сайт etur.ru, существует уже десять лет: на его страницах много информации о странах, эксперты отвечают на вопросы пользователей. В 2005 году Издательство «Джем» в лице директора и автора путеводителей «Вьетнам» и «Камбоджа» Николая Черкасова обратилось с просьбой помочь рекламой. Договорились о бартере. Автор прислал несколько текстов об этих странах (информацию, статьи по национальной кухне). Взамен etur.ru подготовил странички с описанием продаваемых «Джемом» путеводителей, разместил форму заказа.
И пять лет все работало как часы: статьи висели, заявки отправлялись в «Джем». И никто бы не вспомнил об этой истории, если бы в один прекрасный день в etur.ru не пришла повестка в суд.
Оказывается, господин Черкасов зафиксировал у нотариуса факт публикации текстов по Вьетнаму, которые сам же подготовил и передал на сайт пять лет назад. И теперь требует 75 тыс. рублей за нарушение его авторских прав.
Мы наняли адвоката, задокументировали у провайдера всю e-mail переписку между «Джемом» и etur.ru, зафиксировали все заявки за пять лет на покупку путеводителей. И на очередном судебном заседании представили суду, который рассмотрит наш вопрос 15 сентября.
Всего этого можно было бы избежать, если бы договор на использование авторских текстов был заранее составлен и подписан! Вникнув в ситуацию, я ужаснулась: 90% турфирм ходят по лезвию ножа, к ним в любой момент могут быть предъявлены такие же иски.
Правило № 1. Если вы хотите разместить у себя на сайте какой-то материал, обязательно свяжитесь с автором и предложите ему сотрудничество. Например, он может подготовить рерайт своего текста специально для вашего сайта. Надо обязательно подписать договор.
Правило № 2. Если нанимаете оптимизатора для продвижения сайта, также заключите с ним договор. Причем все тексты, которые оптимизатор готовит для сайта, надо подкрепить соглашениями с авторами. Шаблон вам подготовит любой юрист. Там должна быть примерно такая формулировка: «Обладатель исключительного авторского права (лицензиар) гарантирует у него наличие исключительных авторских прав на произведение. В случае нарушения гарантий и предъявления претензий со стороны третьих лиц лицензиар берет на себя обязательство самостоятельно урегулировать возникшие разногласия с третьими лицами и понести все расходы, необходимые для такого урегулирования, включая судебные издержки».
Впрочем, даже все это не гарантирует защиту от иска. В нашем случае выяснилось, что существуют два издательства с одним названием. Одно зарегистрировано в 2003 году, второе – в 2006-м. И там и там – тот же автор-учредитель. Для чего это сделано? Могу предположить: автор может передать своим фирмам права на использование материалов тогда, когда ему это удобно. Пример: некий сайт публикует статью, предоставленную по договору с издательством 2003 года рождения. Проходит время, автор забирает право использования текста у Издательства-2003 и передает его второй фирме. После чего Издательство-2006 подает иск в суд за незаконное использование материалов. Широкое поле для маневра!
В общем, учитесь на чужих ошибках.