Руководитель туркомпании из Иркутска разнес работу коллег
Журнал «Секрет фирмы» 27 ноября опубликовал статью с провокационным заголовком: «Мы в жопе. Почему туризм в России – это боль». Ее автор, 28-летний предприниматель Владимир Николаев, уже семь лет занимающийся организацией индивидуального отдыха на Байкале, не стесняясь в выражениях, описал ситуацию во внутреннем туризме и немалую часть вины возложил на коллег. Мы структурировали его замечания, снабдили их цитатами из статьи и предложениями самого автора, а читателям HotLine.travel предлагаем высказаться – насколько он прав?
О лени и незнании потребностей туристов
«Проблема туроператоров в том, что их сотрудники ментально застряли в СССР. Они слишком ленивые, чтобы оторвать задницу от рабочего кресла, и слишком закомплексованные, чтобы продавать то, что понравится людям. Поэтому клиент в течение всего путешествия задает себе вопрос: «Зачем?! Зачем я сюда приехал?!»
«Когда человек планирует путешествие, у него в голове примерно такой ассоциативный ряд: приключение, веселье, знакомства, секс, новые вкусы… А туроператор предлагает ему: лес, горы, байдарку, костер, рыбалку, экскурсии — список, на который ни у кого не встаёт».
Автор статьи предлагает свое решение этой проблемы. По его мнению, востребованный турпродукт можно создать в любой части нашей страны. Для этого нужно выбрать удобное с точки зрения транспортной доступности место, определить ключевые точки маршрута, построить инфраструктуру, создать точки притяжения (гастрономия, игорный бизнес, событийный туризм, секс-туризм), заняться пиаром и рекламой.
«Казино, проституция, травка, стрельба из Калашникова в центре Москвы — всё это есть. Пора избавиться от ханжества и страхов. Дайте людям делать то, что им нравится, в специально отведённых местах. Нужно направить амбиции на извлечение выгоды и контроль исполнения, а не на запреты. Уверен, мы не развратимся и не падём на социальное дно», – пишет Владимир Николаев.
Об отношении к клиентам
«Работа со многими туроператорами — это мытарства, но без сторонней помощи организовать в России что-то внятное сложно. Проблемы начинаются с самого начала: менеджер разговаривает сквозь зубы, не владеет информацией, долго отвечает на запрос. Отношение к клиенту — как к дураку и кошельку».
По мнению Владимира Николаева, туроператор обязан: лично побеседовать с туристом; подготовить презентацию с таймингом и описаниями тура; предоставить расчеты, получить предоплату и осуществить брони; дать рекомендации по необходимой экипировке, прививках, страховке; встретить гостя в аэропорту и сопровождать его на протяжении всего путешествия. «Не получается всё контролировать самостоятельно – не берись».
О неумении представить информацию
«Вы видели, какое разнообразие предложений по России на сайтах туроператоров?! Никогда не понимал, как у одной компании может быть 100 разных туров, например, по Алтаю? Один-два тура для каждого сезона — это максимум. Остальноё — просто вариации, которые клиенту только мешают.
Вместо этого автор рекомендует коллегам четко расставить приоритеты. В описании программы тура на сайте должны быть: карта маршрута с основными точками и их описанием; тайминг на каждый день; характеристики транспорта, условий проживания, меню; дополнительные услуги; стоимость. «Человек устаёт искать информацию и звонит в туристическую компанию, где ему обещают подготовить программу через пару дней. Он ждёт месяц, ничего не получает и едет в привычную Европу».
О нехватке кадров
«В России туристическим бизнесом занимаются те, кто вырос из походов и сплавов, или те, кто заработал на другом бизнесе. Первые обычно открывают турфирму, вторые — строят гостиницу. Те, кто не пригодился ни там, ни здесь, преподают. Пока дела обстоят таким образом, люди будут стесняться сказать друзьям, что провели отпуск в России».
Что нужно делать: давать студентам полезные знания. И делать это должны люди с соответствующим опытом. «Помню, как на предмете «Бизнес в туризме» я спросил преподавателя, есть ли у него свой бизнес. Оказалось, что нет. Ну и зачем мне тогда его советы?» – пишет автор.
В конце статьи автор приводит план действий по эффективному продвижению внутреннего турпродукта и делает вывод: у России есть всё, чтобы занять лидирующие позиции в туризме, «но пока туризм для нас хобби и мы занимаемся им ради развлечения, бизнесом он не станет». Кстати, интересная деталь – предлагая туры на Байкал, Владимир Николаев старательно избегает употребления слова «туроператор» применительно к собственному бизнесу. Себя он называет «генеральным продюсером», а «Компанию 211», которую он представляет, – продюсерским центром.
Что скажете? Оставляйте комментарии и примите участие в опросе.