В каком качестве приходят многопрофильные операторы на Черный континент
Страны Южной и Восточной Африки далеко не массовый рынок, и работают здесь в основном узкоспециализированные компании. Но в последнее время интерес к направлению проявляют и операторы первой величины. Пока речь идет по большей части об индивидуальных турах, основанных на регулярной авиаперевозке, однако в кулуарах уже обсуждают планы некоторых игроков относительно постановки чартеров в ЮАР и Кению.
Зачем крупным компаниям такой специфический рынок, как страны Африки? Что означает их приход? И за кем будущее подобных туристических сегментов: за нишевиками или многопрофильными операторами? Рассказывает заместитель генерального директора компании «Русский Экспресс» Елена Силина.
Расширяя спектр VIP-направлений
Не стоит думать, что нишевые страны такая уж экзотика для крупной многопрофильной компании. Состоятельные люди, настроенные на нестандартный высококачественный отдых и готовые потратить на него от $5000 на человека, покупают у «Русского Экспресса» туры в дорогие отели Ближнего Востока, Европы. Всего за два года, не проявляя агрессии и не демпингуя, мы смогли занять ведущие позиции на островном рынке Индийского океана. В частности, на Маврикии наша компания стала лидером среди отечественных туроператоров по продажам отеля Taj Exotica Resort & SPA 5*, на втором месте мы в The Oberoi 5* De luxe, на третьем – в цепочке Beachcomber Hotels.
В глазах агентов «Русский Экспресс» самым лучшим образом зарекомендовал себя на дорогих и сложных направлениях. Клиенты, которые летят отдыхать в такие страны, в большинстве своем покупают туры стоимостью выше среднего, они весьма требовательны и знают, чего хотят получить от своей поездки. Наша задача – оправдать их ожидания, соответствуя обращенному к агентствам слогану: «Туроператор, достойный ваших клиентов». К этому зимнему сезону мы выпускаем три VIP-каталога, один из которых – по экзотическим направлениям, в том числе странам Африки.
Нужен ли чартер?
Приход на рынок Южной и Восточной Африки крупных операторов отнюдь не означает, что в обозримом будущем здесь появятся длинные чартерные цепочки и другие признаки умеренно массового направления. Поездка стоит в среднем $4500–7000, и даже в Москве было бы трудно регулярно набирать достаточное число пассажиров, чтобы оправдать появление долговременной чартерной программы. Вообще клиенты подобного уровня, как правило, негативно воспринимают само понятие «чартер». Приобретая дорогостоящий и сложный тур, они предпочитают услуги авиакомпаний с мировым именем, гарантирующих своевременный вылет и определенные стандарты качества. В случае каких-либо технических неполадок туристы хотят быть застрахованными от многочасового ожидания ремонтной бригады. К тому же, учитывая дальность маршрута, перевозчику проблематично пригнать резервный борт, например, в ЮАР, почти на сутки выведя его из расписания.
Еще одна специфическая черта африканского рынка: туры здесь в основном базируются на комбинированных программах, ведь от столь дальнего путешествия люди хотят получить максимум впечатлений. В частности, у «Русского Экспресса» подобные программы выступают в двух «связках». Первая охватывает юг континента: ЮАР, Ботсвану, Намибию, Замбию, Зимбабве и Мозамбик, с прилетом в Кейптаун или Йоханнесбург. Вторая – Восточную Африку (Кению и Танзанию с Занзибаром), здесь пунктом прибытия является Найроби. Программы строятся на большом количестве внутренних перелетов продолжительностью полтора-два часа. Представьте, что будет, если чартерный рейс из Москвы задержится с отправлением: все расписание поплывет, и отдых VIP-клиентов пойдет насмарку.
Сейчас на направлении представлено немало регулярных компаний: Emirates, Qatar Airways, British Airways, Lufthansa и др. Они обеспечивают ценовое разнообразие перевозки и широкую географию стыковок. Их возможностей вполне достаточно. А постановка чартеров уместна в высокие даты, когда резко возрастают объемы турпотока.
Сложность программ и множество комбинаций в рамках одного тура – причина того, что мы заявляем как пакетные цены на африканский продукт, так и возможность сконструировать отдых клиента из отдельных составляющих. На нашем сайте будут указаны суточные прайсы отелей и лоджей, цены индивидуальных трансферов и расстояния до пунктов назначения. Однако, агенты, как правило, боятся сделать ошибку и берут либо заранее просчитанные туры, либо доверяют их калькуляцию нашим сотрудникам.
Куда многопрофильнику податься
Выходя на сложные экзотические направления, многопрофильные операторы поневоле заставляют потесниться нишевиков, которые много лет занимаются Африкой и порой считают ее чуть ли не своей вотчиной. Естественно, иногда они выражают недовольство: дескать, новички привыкли работать на конвейере, у них часто не хватает рук, чтобы предоставить должный сервис клиентам с запросами.
Но мы по собственному опыту знаем: качество продукта зависит вовсе не от количества стран, заявленных в ассортименте, а от технологии работы, квалификации менеджера, надежности партнеров в каждой стране. Кстати, по мере структуризации российского туристического рынка небольшие нишевые компании часто сами обращаются к крупным с просьбой взять их под крыло, так как все труднее выживать при нынешних жестких правилах игры.
Продажа дорогих туров в экзотические страны требует от агентов самого пристального внимания к выбору поставщика. Нишевому оператору в случае непредвиденных обстоятельств будет намного сложнее вернуть деньги туристам или отправить их в другую страну, чтобы не сорвать запланированный отдых. А устойчивым многопрофильным компаниям, разумно распределяющим свои риски на разных направлениях, это вполне по силам.
Еще одно достоинство крупных операторов в том, что они способны добиваться более выгодных условий у партнеров. Например, Emirates, Qatar Airways, Lufthansa, с которыми «Русский Экспресс» сотрудничает в Африке, являются нашими союзниками и на других маршрутах. Мы даем этим перевозчикам значительные объемы, а значит, они делают нам как стратегическим партнерам более интересные предложения.