Обзор аэропортов страны
На инвестиции из ЕС Болгария активно обновляет курортную инфраструктуру, а вот аэропорты по-прежнему остаются слабым звеном местной туриндустрии. К каким впечатлениям должны быть готовы путешественники, пересекающие границу страны по воздуху?
Воздушный порт «морской столицы»
Добираться до пляжных курортов северного побережья удобнее всего через аэропорт Варны, расположенный в 7,5 км к западу от города. Трансфер до Албены занимает не более 40 минут, до самого удаленного поселка Русалка – максимум полтора часа. Возможности взлетно-посадочной полосы позволяют принимать большинство типов гражданских самолетов, в том числе и широкофюзеляжные Боинги-747. Однако прибытие или вылет «джамбо» – настоящее стихийное бедствие для устаревшего терминала, который попросту не справляется с одновременным обслуживанием такого количества пассажиров. Действующее здание комплекса было открыто еще в 1972 г. и давно нуждается в масштабной реконструкции. Новое строится уже несколько лет, но его ввод в эксплуатацию постоянно откладывается – очередной срок назначен на нынешний год.
Туристы, прибывающие в Варну, скапливаются в маленьком и тесном зале прилета. Помещение оборудовано всего двумя пропускными пунктами, поэтому на пограничный контроль, особенно в пик сезона, выстраиваются большие очереди. Багаж теряют редко, но ожидать его выдачи приходится долго. Зато стоянка туристических автобусов расположена удобно – непосредственно перед зданием терминала.
Вылетающие пассажиры вынуждены отстаивать длинные хвосты к стойкам регистрации. Всего их 18, однако работают, как правило, не более половины. Отдельная история – упаковка багажа. Для этой процедуры предусмотрен лишь один пункт, и томиться в очереди можно до часа.
Общепит представлен скудно – четыре кафе с самыми непритязательными холодными закусками и напитками. Цены – как в московских выставочных комплексах: бутылка минеральной воды обойдется в 3 лева (1,5 евро). А вот местный duty-free туристы хвалят за богатый ассортимент парфюмерии, алкоголя и сувениров по достаточно демократичным тарифам.
Еще немного позитива: объявления о рейсах отечественных авиакомпаний дублируются на русском языке.
Южные ворота
Это аэропорт Бургаса, который именно с юга открывает воздушный доступ к черноморскому побережью Болгарии. Путь до самого дальнего, расположенного почти на турецкой границе пляжного курорта Лозенец занимает чуть больше часа, до более близкого Созопола – около 30 минут. Местный терминал, как и варненский, – детище Главболгарстроя 70-х годов прошлого века. Комплекс возведен практически по тому же проекту, что и его северный собрат, и давно нуждается в обновлении. Сходна и основная проблема – теснота в залах прилета и вылета. Однако условия для приема широкофюзеляжных лайнеров лучше, чем в Варне, за счет гораздо меньшего внутреннего трафика – аэропорт обслуживает не столь большое число местных авиарейсов. Отдельного внимания достоен персонал – он улыбчив и приветлив, но при этом, мягко говоря, нетороплив. Так, даже в несезон в Бургасе можно целый час, а то и дольше, ожидать выдачи багажа. Наблюдатели отмечают и такой факт: сотрудники подчас некомпетентны, не всегда готовы ответить на вопросы пассажиров. Информационное обеспечение тоже оставляет желать лучшего – из-за некорректных сообщений о рейсах у стоек регистрации нередко возникает сумятица.
В случае задержки вылета, чтобы обеспечить людей горячим питанием, авиакомпании придется отвозить их в рестораны близлежащих населенных пунктов – непосредственно в терминале путешественники могут рассчитывать лишь на весьма скромный ассортимент нескольких снэк-баров. Правда, цены в них пониже, чем в аэропорту Варны. А вот магазины беспошлинной торговли при практически том же выборе товаров, наоборот, дороже. К услугам взыскательных пассажиров – VIP-зал. Сервис здесь вполне на уровне, однако интерьер весьма скромен – с социалистических времен не проводилось даже минимальной реновации.
Софийский хаб
В аэропорт болгарской столицы туристы летают в основном зимой, по пути на горнолыжные курорты. Трансфер до Боровца занимает чуть больше часа, до отдаленного Пампорово – три с лишним. В декабре 2006 г. с опозданием на два года в Софии открылся новый терминал площадью 50 000 кв. м. Строительство обошлось почти в 200 млн евро. Функционируют 38 стоек регистрации, что значительно сократило очереди. Семь выходов на посадку оборудованы телескопическими трапами – новинка для болгарских аэропортов. В терминале обслуживаются рейсы регулярных и чартерных перевозчиков, а старый комплекс оставлен для low-cost-авиакомпаний. К достоинствам аэропорта относят понятное и удобное информационное обеспечение. Хвалят работу здешнего общепита с вполне доступными ценами. Отмечают дружелюбие и компетентность сотрудников, многие из которых владеют русским языком. Вместе с тем, есть и недостатки. Так, в пик сезона в зале вылета не хватает посадочных мест. Вызывает нарекание и duty-free. Как рассказывают очевидцы, магазины беспошлинной торговли в новом терминале хотя и больше по площади, но беднее по ассортименту и значительно дороже, чем в старом.
Затерянный в горах
Небольшой аэропорт Пловдива работает на международные перевозки лишь в зимнее время. Этот авиаузел, хотя и находится в гористой местности, не относится к категории «горных» – особой квалификации пилотов не требуется. Однако есть другая сложность – здесь часты туманы, что порой приводит к задержкам рейсов по погодным условиям.
Пловдив – бывший военный аэропорт, переоборудованный для гражданских нужд. Однако сервис остался «спартанским». Так, например, расстояние между терминалом и воздушным судном приходится преодолевать пешком – shattle-bus не предусмотрен. С багажом тоже особенно не церемонятся – разгружают его вручную и зачастую роняют на землю. После ввода в строй нового софийского терминала аэропорт Пловдива теряет свое значение – теперь сюда ставят только разовые чартеры, да и то лишь тогда, когда не удается получить удобные слоты в столичный хаб.
Бумаготворчество по-болгарски
В залах прилета всем пассажирам международных рейсов предлагается оформить миграционные карточки. Вопросы в них сформулированы на болгарском и английском языках. Интересно, что необходимость получения визы для граждан России все равно не освобождает от обязанности заполнять еще и этот документ. Бюрократическая формальность приводит к огромным неудобствам и потере времени. Так, например, в тесном зале прилета аэропорта Варны есть всего две стойки, у которых можно расположиться для заполнения карточек. Большинству же пассажиров приходится делать это буквально на коленке. Кстати, авторучку также не помешает иметь свою. Карточка предъявляется вместе с паспортом на контроль пограничному офицеру. Служащих, помогающих пассажирам правильно ее заполнить, в болгарских аэропортах не предусмотрено. Однако справедливости ради заметим: на точность приводимых сведений проверяющие обычно смотрят сквозь пальцы.
Заграница им поможет?
В июне 2006 г. правительство страны приняло решение передать аэропорты Варны и Бургаса в концессию на 35 лет немецкой фирме Fraport AG Frankfurt Airport Services Worldwide, партнером которой выступает болгарская BM Star (Варна). За эти годы компаньоны должны вложить в развитие и реконструкцию обоих воздушных узлов 403 млн евро. 60% инвестиций придется на долю немецкой строны, остальное берет на себя болгарская. Местные туристические власти связывали большие надежды с появлением частных инвесторов. Однако, как отмечают наблюдатели, за два года, прошедшие с момента подписания контракта, в аэропортах мало что изменилось – Fraport и BM Star с масштабной реконструкцией не спешат.