Новогодние сюрпризы финского направления
На обычно тихом финском рынке оживление. Операторы прогнозируют рост спроса, готовят новые предложения, увеличивают объемы перевозки. Так, PAC Group удвоил количество поездов на новогодние каникулы и планирует организовать чартерную цепочку на горнолыжные курорты Вуокатти и Куусамо (Рука) с 23 февраля до конца марта. С чем связано столь масштабное расширение предложения на этом довольно миниатюрном и самом, пожалуй, спокойном туристическом направлении? Рассказывает руководитель отдела Скандинавии компании PAC Group Елена Харькова.
– Елена, до недавнего времени рынок не воспринимал Финляндию как растущее направление. Что произошло сейчас?
– Прежде всего Финляндия – это страна для семейного отдыха. И сейчас подросло следующее поколение детей, которым родители хотят показать «родину Санта-Клауса». Специфика Финляндии в том, что туда либо ездят из года в год, и у нас есть такая категория клиентов, либо рассматривают как страну одного визита. В этом заключается некоторая сложность ее продвижения. Тем не менее, по нашей внутренней статистике, в последние два года Финляндия демонстрирует повышение спроса, и в предстоящем сезоне мы с уверенностью прогнозируем рост. На популярность страны влияет и тот факт, что снег там, в отличие от других европейских курортов, лежит практически до апреля.
– Но зимняя Финляндия – это всего две-три недели новогодних каникул. Имеет ли смысл ломать копья вокруг такого короткого сезона?
– Конечно, основной интерес к стране проявляется на Новый год и Рождество. В этом году мы фактически удваиваем количество чартерных поездов – ноу-хау, которое мы уже седьмой год используем на финском направлении в тесном содружестве с Октябрьской железной дорогой, чей головной офис находится в Петербурге. Наши партнеры в Северной столице занимаются организацией чартерных составов. У них налажены связи с Финскими железными дорогами, поэтому удается состыковать расписание и вписать наши поезда в общую сетку. По возможности партнеры учитывают наши пожелания по скорейшему прохождению туристами компании пограничных и таможенных служб. Будет два заезда в Каяни (Центральная Финляндия) – новогодний и рождественский, и также по два на каждую дату – в Куопио (Восточная Финляндия). Также мы поднимаем и авиачартеры – в Каяни, Куусамо и Рованиеми.
Но спрос увеличивается и на другие даты. Наиболее высоким он, по нашим прогнозам, будет на горнолыжных курортах Вуокатти и Рука, и с прицелом на них мы поставили цепочку до Каяни на весенние каникулы. Эту программу поддерживают принимающие партнеры PAC Group в этом регионе и МЕК – центр по развитию туризма в Финляндии, – так что мы уверены: весенняя чартерная программа пройдет успешно. Всего с 23 февраля по конец марта планируется пять вылетов.
– Как-то не очень горные лыжи ассоциируются с Финляндией…
– Напрасно. Конечно, это не Альпы – в Финляндии относительно низкие сопки с перепадом высот для катания 200–400 м. Зато трасс проложено много, и финны поддерживают свои курорты в первоклассном состоянии. В большей степени на горнолыжников рассчитан Рука. Там две зоны катания, 40 трасс разного уровня и отличная школа мастерства. Вуокатти – курорт иного плана, который лучше позиционировать как место для зимнего семейного отдыха. Область катания там небольшая, тем не менее имеется 12 спусков. В обоих регионах есть отдельные трассы для сноуборда, детские зоны с бесплатными подъемниками и русскоговорящие инструкторы.
– А что ожидать от направления в стоимостном плане? Насколько подорожает отдых в Финляндии в этом сезоне?
– Цены растут, но не сильно. По нашим предположениям, пакетные программы подорожают на 40–60 евро по сравнению с прошлым годом. Это связано с естественным повышением тарифов и в гостиницах, и на перевозку. Средняя стоимость пакета у нас составит от 700 евро на человека.
– Как отличаются цены турпакетов с переездом поездом и перелетом?
– Разница небольшая – в прошлом году самолет обходился на 20–30 евро дороже. Хотя существует стереотип, что авиаперевозка на порядок увеличивает стоимость. Но дело в том, что организация ж.-д. чартера – довольно накладная вещь. Билеты на регулярный поезд «Лев Толстой» можно, конечно, купить дешевле, чем у нас, но он следует до Хельсинки, минуя основные курорты. Значит, придется делать пересадку: выгружаться с вещами, ждать не всегда удобной стыковки с местным поездом – это целая история. Главное преимущество чартерного поезда в том, что из Москвы клиент доезжает почти до гостиницы. Не нужно «скакать» со станции на станцию с детьми, лыжами и чемоданами.
– Как вы полагаете, в связи с ожидающимся ростом спроса на Финляндию не появятся ли на направлении новые игроки?
– Страна давно поделена, и придумать, как туда войти, практически нереально. Каждый из лидирующих операторов держит определенные квоты; причем у нас ряд контрактов подписан на несколько лет вперед. По мере возможности компании увеличивают свои объемы. Все ведущие туроператоры имеют свою нишу, на которой специализируются. Кто-то делает упор на автобусные туры, кто-то акцентирует внимание на программах из регионов, кто-то сосредоточивается на одном-двух курортах. У нас другой сегмент рынка: мы ориентированы на клиентов со средним уровнем достатка и выше, низкобюджетных и автобусных туров в нашем ассортименте нет. Позиции РAC Group крепки, в том числе за счет чартерных поездов. Частично мы распродаем их по блокам другим компаниям, и позиция главного консолидатора дает весомое преимущество. Такого количества удобной перевозки не предлагает на рынке никто.
Вот такой расклад сил на финском направлении. Новых претендентов не ожидается.
– Да и на «земле» мест нет: все последние годы «родина Санта-Клауса» не может удовлетворить существующий на рынке спрос. Как сейчас обстоят дела с отельной базой в Рованиеми, а также на других курортах?
– Ситуация кардинально не меняется, потому что гостиничная база не сильно пополняется. Строить отели для того, чтобы они были загружены лишь в короткий зимний период, финны считают нерентабельным. Вместе с тем высокий спрос зимой и дефицит гостиничных мест позволяют им держать цены. Не нужно забывать, что это местечко популярно в дни новогодних и рождественских праздников не только у россиян – в Рованиеми прибывает большое количество чартеров из разных стран. Проблема в том, что спрос на этот курорт короткий, его не удается растянуть. Рованиеми превращается в сказку на две-три недели, оно живет ради новогоднего представления. Мы, как и все, рассматриваем его в таком формате.
А вот с другими курортами дела обстоят иначе. Куусамо, допустим, всю зиму и весну принимает чартеры из Великобритании и Голландии. Сами финны имеют на внутреннем рынке высокие даты – это в первую очередь две последние недели февраля, когда у них по всей стране лыжные каникулы. Финны – люди спортивные, любят ездить на свои горнолыжные курорты, у них даже есть интересная разбивка регионов по отпускам: Южная, Центральная, Восточная Финляндия отдыхают в разное время. Сезон внутри страны у них всю зиму пиковый. И нашим туристам мы предлагаем отправиться в те места, где вплоть до весны кипит жизнь.
– Какие рекомендации дадите агентствам, чтобы заинтересовать клиентов предложением поехать в Финляндию?
– У этой страны много достоинств. Возможность удобной доставки нашими поездами, хорошая экология, лучшие условия для семейного путешествия – снегомобили, олени, собаки и прочие прелести активного зимнего отдыха; незабываемые новогодние и рождественские представления, которые устраивают на курортах с большой фантазией; отсутствие стресса, всегда связанного со сменой климатического пояса… Словом, это одно из самых комфортных и безопасных направлений.