Из истории вопроса: В начале зимнего сезона-2004/05 «Музенидис Трэвел», Golden Eagles Tours и ряд других компаний, организующих поездки за шубами в Грецию, создали пул для оздоровления ценовой ситуации на направлении. Они решили бороться с фирмами, которые продавали туры в Касторию за 10 евро и при этом выплачивали агентам по 400 евро с путевки, вынуждая и остальных работать по той же схеме, хотя она сводит операторскую прибыль к нулю. Участники пула осенью заявили, что прекратят «это безумие» – перекроют демпинговщикам доступ к ведущим меховым фабрикам. В итоге планировалось склонить рынок к «цивилизованной ценовой формуле »: комиссия не превышает 70 евро; клиент покупает путевку по цене, близкой к себестоимости, причем без обязательств по приобретению шубы.
Об этом мы писали в октябре. А сейчас – самое время выяснить, удалось ли антидемпинговому пулу достичь своих целей.
С этим вопросом мы обратились к гендиректору «Музенидис Трэвел» Александру Цандекидису. По его словам, пулу удалось заручиться поддержкой ведущих греческих меховщиков. Поэтому операторам, которые не согласились играть по новым правилам, первый же заезд принес проблемы: их туристов не приняли фабрики Кастории. «В результате им пришлось согласиться на наши условия, и примерно месяц на рынке было единообразие тарифов, – говорит г-н Цандекидис. Но потом операторы, вынужденно примкнувшие к пулу, отказались от работы по Кастории и выбросили на рынок шуб-туры в Салоники комиссией 100–170 евро. Но это подмена: Кастория – столица мехов, там расположены фабрики, а в Салониках есть только магазины».
В группе неприсоединившихся к антидемпинговому пулу среди прочих числится Dioskuria tours. Ситуацию комментирует руководитель компании Одиссей Хатсидис: «Мы вынуждены работать по старой ценовой схеме, другого выхода нет. Минимальная стоимость тура в Касторию, навязанная рынку «Музенидис Трэвел», Golden Eagles и их единомышленниками, сейчас составляет 265 евро. Речь идет о четырехдневной программе с проживанием в отеле 4*, себестоимость которой – 350 евро. Посколь-ку при покупке такого тура клиент не обязуется приобрести шубу, меховщики не участвуют в финансировании поездки. Правда, они обещают выплачивать отправляющему туроператору 15% от стоимости каждого проданного изделия, но это ничего не гарантирует. Ведь люди, привлеченные низкой ценой тура при отсутствии обязательств, едут в Касторию целыми семьями… и ничего не покупают. Раньше из шуб-туров с пустыми руками возвращались не более 10% клиентов, теперь таких четверть от всего турпотока. В общем, соглашаясь на схему работы, предлагаемую «Музенидисом» и Golden Eagles, мы не просто лишаемся маржи, но идем на прямые убытки! Именно поэтому мы отказались участвовать в так называемом антидемпинговом пуле и решили в противовес Кастории развивать регион Салоники».
Из слов г-на Хатсидиса следует, что пул реформаторов борется с демпингом по принципу «клин клином». Тем не менее, его участники уверены в успехе своего начинания. «Вместе мы контролируем 70% рынка Кастории, и будем последовательно внедрять свою схему ценообразования, – утверждает президент Golden Eagles Томас Айдинидис. – Да, сейчас это связано с определенными издержками. Нужно иметь запас прочности, чтобы следовать принятой стратегии. Но когда нам удастся реорганизовать рынок, мы начнем зарабатывать хорошо и стабильно».