Почему туристические компании не выводят из тени свои оборотные средства?
Многие игроки отрасли давно работают по белой схеме. Например, крупные операторы, которые в силу своего заметного положения на рынке находятся под пристальным наблюдением контролирующих структур. Более того, они и агентов активно побуждают к легализации взаиморасчетов, стимулируя безналичные проплаты повышенными комиссионными. Но нельзя не признать: «осветление» отрасли происходит очень медленно. Почему? Эксперты «ГЛ» объясняют это целым рядом причин. (Отметим сразу: тот факт, что они согласились обсуждать эту щекотливую тему в прессе, подчеркивает их собственную лояльность по отношению к государству.)
Причина первая: усложненный бухгалтерский учет. «И рекламные расходы, и командировочные, и арендную плату туристическая фирма сопровождает десятком бумаг. Почему она постоянно должна оправдываться перед государством? Если чиновнику что-то неясно в конкретной проплате, пусть спросит, и компания подготовит ему все необходимые объяснения», – предлагает генеральный директор UTE Megapolus Эдуард Кузнецов. Сложный бухучет требует наличия в штате высококвалифицированного бухгалтера, а в некоторых небольших фирмах, где такового нет, предпочитают минимизировать «светлые» проводки.
Причина вторая озвучена главным бухгалтером одной из московских компаний Еленой Леонтьевой. По ее мнению, работать законно участникам отрасли мешают крайне завышенные налоги – в частности НДС, налог на прибыль и единый социальный налог (ЕСН). Как следует из таблицы, опубликованной на стр. 17, после расчетов с контрагентами (принимающая компания, авиаперевозчик) и розничными партнерами, а также выплаты налогов у самого туроператора остается просто мизерная прибыль, явно недостаточная для развития бизнеса.
Некоторые предприятия переходят на упрощенную систему налогообложения (УСН), при которой не платят НДС, налог на прибыль и налог на имущество, а вместо ЕСН выплачивают начисления по заработной плате в размере 14,2%. В этом случае фирма должна заплатить государству 15% от разницы между полученным доходом и произведенным расходом. Но УСН возможна только для компаний, чей годовой оборот не превышает 15 млн. рублей, то есть через расчетный счет проходит не слишком большое количество платежей.
Еще один взгляд на проблему предлагает директор «Ирма-аудит» Мария Булатова. По ее мнению, проблема не в завышенных налогах, а в неясностях законодательства, вследствие которых турфирме зачастую приходится платить лишнее. «Существующие противоречия в налогообложении осложняют отношения между операторами и перевозчиками, операторами и санаторно-курортными учреждениями, операторами и агентами», – считает г-жа Булатова.
Возьмем, к примеру, агента и туроператора. Последнему намного проще работать по договору купли-продажи, в соответствии с которым агентству передается право собственности на приобретенные у оператора турпакеты. Другой вариант – агентский договор, дающий розничной фирме лишь статус посредника при продаже, – для производителя туруслуг неудобен. Во-первых, не все фирмы грамотно составляют отчеты агента, что может привести к возникновению различных проблем у оператора. Во-вторых, если агентство находится на «упрощенке», оператор фактически вынужден платить за него НДС.
Между тем для розничного продавца договор купли-продажи – лишняя головная боль. Дело в том, что суммы, потраченные туроператором за рубежом (на оплату отелей, трансфер и т. д.), не облагаются НДС. Но агентство, приобретая турпакет у него в собственность, не может предоставить документы, подтверждающие, что, к примеру, 80% из цены турпутевки составляют выплаты иностранным партнерам. Поэтому приходится платить НДС со всей стоимости пакета.
Но даже если оператор соглашается работать по агентскому договору, для розничной фирмы все равно велик соблазн нелегальных взаиморасчетов. Потому что белая схема не позволяет ей сразу получать комиссионное вознаграждение. «Агент перечисляет оператору всю сумму за путевку вместе со своей комиссией, везет ему отчет агента и лишь потом получает назад свои 10%. Видимо, некоторым фирмам не подходит такое «замораживание» средств», – говорит гендиректор «АС-ТУР» Наталья Азарова.
Четвертая причина работы «по- черному» – зависимость от партнеров. Туроператоры жалуются на агентов, которые приносят им наличные. Те, в свою очередь, сетуют на операторов, взимающих с них за перечисление по безналу от 1,5 до 4% дополнительно к курсу ЦБ. Да и туристы иногда расплачиваются с агентством долларами. Зачастую скрытые выплаты предпочтительнее для арендодателя, а для «темных» расходов нужны и «темные» доходы. В результате фирма, сама того не желая, оказывается втянута в некий порочный круг – и рады бы работать «в белую», а не выходит.
Насколько адекватно в туроператорских системах бронирования представлены предложения по внутреннему туризму? Каких данных агентам не хватает?
Экспертный опрос «ГЛ» показал, что в среде московских агентов, ориентированных на продажу туров по России, широко известны несколько систем бронирования. Они принадлежат крупным операторам, занятым в секторе внутреннего туризма. Это, в частности, «РВБ-Алеан», «Радуга», «Академсервис». Однако даже лучшие в своем классе системы специалисты называют далекими от совершенства. К примеру, представитель агентства «Фелиция-Р» Светлана Супрон утверждает, что тарифы там часто бывают устаревшими. А по словам сотрудников компании «Отдых», пожелавших остаться неназванными, ни одна из существующих систем не располагает достаточно полной базой данных, поэтому приходится обращаться к нескольким операторам, что тормозит процесс работы. Еще одна проблема: в системах бронирования представлены главным образом туры на отдых, а информация по экскурсионным программам практически отсутствует. И это вполне объяснимо. Такие турпакеты в основном комплектуются проживанием в небольших экономичных гостиницах. А ведь именно они с огромным трудом внедряют у себя современные информационные технологии.
«Мы несколько раз пытались использовать интернет-бронирование, но в итоге всегда убеждались, что работу менеджера это не упрощает, – рассказывает Алла Векшина, замдиректора турфирмы «Видео Тур Дельта», активно продающей экскурсионные туры по России. – Везде встречаем одно и то же – только раскрученные отели в Москве, Санкт-Петербурге, Нижнем Новгороде. У небольших экономичных гостиниц в этих городах и тем более в глубинке нет ни денег на внедрение интернет-технологий, ни кадров, которые будут этим заниматься».
В ходе опроса «ГЛ» звучали и более скептичные высказывания: некоторые специалисты вообще отрицают возможность автоматизации продаж на внутреннем рынке. «Все электронные системы, через которые продаются туры по России, ненадежны, – утверждает Аркадий Агранат, заместитель директора компании «Древняя слобода», которая совмещает операторскую и агентскую деятельность. – К тому же они лишь имитируют онлайн: забронировав продукт, все равно приходится перезванивать поставщику, чтобы подтвердить отправленную заявку. И эта проблема в ближайшие годы неразрешима».
Прокомментировать заявления опрошенных специалистов мы предложили представителям компаний – держателей компьютерных систем бронирования. Руководитель «Радуги» Татьяна Арушанова и директор по маркетингу «РВБ-Алеан» Илья Клубникин признают, что внутренний туризм плохо поддается автоматизации, но утверждают, что со своей стороны они делают все возможное для непрерывной модернизации систем бронирования.
«Мы понимаем: прежде всего необходимо поддерживать и развивать те гостиницы, в которых заинтересована наша компания, – говорит Татьяна Арушанова. – Надо тратить деньги на обучение персонала и, возможно, на приобретение компьютеров для здравниц и отелей – в качестве подарка или в долг. В любом случае надо работать над решением этой проблемы: волшебной палочки не существует».
Как российские авиакомпании борются с воздушным хулиганством?
@ Письмо в редакцию:
«Я читал, что в январе двум самолетам «Аэрофлота» пришлось совершить вынужденную посадку из-за хулиганских действий пассажиров. Подобные случаи отнюдь не редкость, особенно на чартерных рейсах: отправляясь в отпуск, некоторые наши соотечественники включают пьяный дебош на борту самолета в обязательную программу отдыха. Неадекватное поведение человека в замкнутом пространстве на высоте 10 тыс. метров несет прямую угрозу жизни и здоровью окружающих людей. Как перевозчики с этим борются?» А. Степанов, менеджер турфирмы
Чтобы бороться с проблемой, для начала надо признать сам факт ее существования. Однако из более чем 200 действующих ныне в России авиакомпаний лишь единицы открыто заявляют о том, что в их практике бывают случаи воздушного хулиганства. «По мнению многих, это вредит репутации перевозчика, – считает сотрудник пресс-службы «Аэрофлота» Любовь Калинина. – Но мы считаем, что надо предавать такие факты огласке – это дает свои результаты. В 2004 г. инцидентов в самолетах нашей компании было на 30% меньше, чем в предыдущем. Если бы нашему примеру следовали другие перевозчики, в конечном счете выиграли бы и пассажиры, и они сами».
Гласность гласностью, но административные меры тоже необходимы. Какие же рычаги воздействия на дебоширов существуют у авиапредприятия? Во-первых, можно предотвратить нештатную ситуацию – отказать в регистрации на рейс пассажиру, явно находящемуся в состоянии алкогольного или наркотического опьянения. Во-вторых, за хулиганское поведение на борту с человека можно взыскать штраф в размере одного МРОТ (в этом случае сумма составляет 100 руб.). Правда, это сущий мизер, особенно если учесть, что каждая вынужденная посадка обходится авиакомпании в зависимости от типа судна в сумму от 150 до 350 тыс. руб. В-третьих, если по вине пассажира случился серьезный инцидент, перевозчик имеет право не зарегистрировать его на обратный рейс.
Некоторые авиапредприятия создают для внутреннего пользования черные списки хулиганов. Но попадание в такой список для самого пассажира означает лишь одно: в дальнейшем сотрудники авиакомпании будут особенно внимательно следить за его поведением на борту. «А отказать в обслуживании человеку, когда-то замеченному в опасном поведении, нам запрещает закон о защите прав потребителя», – говорит Сергей Быхал из «Трансаэро».
По мнению заместителя гендиректора ОАО «Авиакомпания «Уральские авиалинии» Владимира Чикилева и других экспертов, необходимы специальные законодательные меры против воздушного хулиганства. Перевозчики возлагают определенные надежды на новый законопроект о транспортной безопасности, предлагаемый сейчас к рассмотрению в Госдуме.