В декабре-январе «Аэрофлот» выдал туристическому рынку целую серию интриг и поводов для стресса.
Перед самыми праздниками было объявлено о кадровых пертурбациях: Андрей Калмыков перешел с должности первого заместителя гендиректора по операционной и коммерческой деятельности на позицию первого зама по производству. А куратором коммерческого блока стал Шамиль Курмашов, первый зам по финансам и инвестициям.
После этой рокировки, которая сама по себе влечет перераспределение силовых линий в туристической среде, поменялись правила игры «Аэрофлота» с заказчиками. Вся блочная перевозка на лето-2013 будет продаваться не в формате традиционных переговоров, а на февральском электронном аукционе. Причем из общего списка направлений, доступных туроператорам, вычеркнули ряд востребованных маршрутов.
В результате возникла гипотеза: национальная авиакомпания делает очередной шаг в сторону от туристического рынка и переключается на другие сферы бизнеса. Например, сегодня для государства интересна тема лоукост-перевозки. Президент Владимир Путин обсуждал с гендиректором «Аэрофлота» Виталием Савельевым возможность создания бюджетной авиакомпании.
Ссылка или защита?
Почему самый обсуждаемый топ-менеджер «Аэрофлота» брошен на производство
Должность коммерческого директора в «Аэрофлоте» - сама по себе одиозная. Каждого, кто ее занимал, подозревали или прямо обвиняли в протекционизме. Но Андрей Калмыков стал мишенью беспрецедентно острой критики в СМИ, последний год работал под угрозой уголовного преследования, выдержав шквал внутренних и внешних проверок. Когда казалось, что все это тщетно, был отстранен от коммерческой деятельности в авиакомпании. Почему? И каковы будут последствия для туризма?
Караул устал
Официальная причина перепозиционирования Андрея Калмыкова: горел на работе. Слишком высокие нагрузки. «Вы же видите, какими темпами растет авиакомпания. Впервые в этом году «Аэрофлот» вышел на прибыль без роялти. Вводятся в эксплуатацию новые типы воздушных судов. Курировать одновременно коммерческий и операционный блок в сложившейся ситуации сложно», - сообщил корреспонденту «ГЛ» сам Андрей Юрьевич в тот день, когда стало известно о его переходе на должность первого зама гендиректора по производственной деятельности.
Из уст 38-летнего амбициозного топ-менеджера это прозвучало неубедительно. Да и сам он тут же признался: лично ему вообще-то ближе коммерция.
Каковы же могут быть реальные причины нового поворота в карьере Калмыкова? Неофициальные источники выдают целый ряд версий. Например, некоторые всерьез утверждают, что эта рокировка выгодна «Трансаэро». При Калмыкове «Аэрофлот» вторгся на стратегические рынки упомянутой авиакомпании, начал летать на Доминикану, Кубу, Пхукет, в Индонезию, Вьетнам, и везде развязал жесткую ценовую конкуренцию. Поэтому собственники «Трансаэро» якобы и пролоббировали через административные сферы «ссылку» неудобного топ-менеджера на производство.
Другая версия заключается в том, что само руководство «Аэрофлота» устало оборонять Андрея Юрьевича от непрерывных проверок. Напомним, в 2012 г. деятельность коммерческого департамента расследовала Генпрокуратура, выводы были такие: деятельность менеджмента не отвечает требованиям закона, целям авиаперевозчика и способствует злоупотреблениям. Руководству авиакомпании предложили рассмотреть вопрос о согласии на осуществление уголовного преследования в отношении Андрея Калмыкова. Служебное расследование в «Аэрофлоте» не подтвердило информацию о злоупотреблениях, и дело не перешло в уголовную плоскость. Однако внешние проверки не прекратились. В конце года в авиакомпании, по данным «ГЛ», работали ревизоры из Росимущества. Результаты пока неизвестны, но было очевидно: пока Калмыков занимается коммерцией в «Аэрофлоте», перевозчик находится под микроскопом правоохранительных и иных инстанций.
Кто-то очень влиятельный хочет вывести этого человека из игры. Но похоже, что собственное лобби Андрея Калмыкова пока сильнее – иначе сейчас бы он уже не работал в авиакомпании. Самая большая интрига во всей этой истории: кто же продвигает его вверх по административной лестнице? Как бывший владелец обычной туроператорской компании в 2008 г. стал советником министра транспорта Игоря Левитина? С чьей подачи через два года пошел руководить коммерцией в «Аэрофлоте», где отнюдь не продвигал интересы бывшего патрона (во всяком случае, такие выводы делали наблюдатели).
Словом, в этой теме вопросов больше, чем ответов. И складывается ощущение, что Андрея Калмыкова – как нужную шахматную фигуру – пока вывели из-под удара, а в нужный момент снова пустят в игру.
Коммерция без Калмыкова
Теперь о том, каких последствий следует ожидать туристическому бизнесу. На эту тему был проведен опрос в онлайн журнале HotLine.travel, и 33,1% из 145 проголосовавших высказали следующую точку зрения: в результате отстранения Андрея Калмыкова от коммерческой деятельности в «Аэрофлоте» туроператоры «Санрайз» и «Пегас Туристик» лишатся ряда конкурентных преимуществ.
«Санрайз», как известно, раньше принадлежал самому г-ну Калмыкову, а сейчас является собственностью его супруги и матери. И протекционизм в отношении упомянутого туроператора – главный пункт обвинений, которые предъявляли Андрею Юрьевичу его «доброжелатели». «Наверное, им бы больше понравилось, если бы на должность коммерческого директора пришел человек ниоткуда и ни с чем, и стал бы здесь воровать», - комментирует сам Калмыков. Что касается «Пегаса», то с ним топ-менеджера «Аэрофлота» напрямую ничто не связывает, кроме разве что дружеских и добрососедских отношений (говорят, Андрей Калмыков и владелец «Пегас Туристик» - соседи по «турецким дачам»). Но есть один очевидный факт: двум этим туроператорам в последние два года эксклюзивно доставались блоки на рейсах национальной авиакомпании по маршруту Москва - Анталья (в связи с чем TEZ Tour обращался с письмом протеста к помощнику президента РФ Аркадию Дворковичу). Очевидцы утверждают, что представители «Пегаса» и «Санрайза» даже не являлись в «Аэрофлот» на коллективные переговоры о распределении емкостей на очередной сезон. За них высказывался сам г-н Калмыков – просто объявлял, сколько и чего возьмут эти партнеры.
Теперь они будут торговаться с нацперевозчиком на общих основаниях. А «Пегас», кроме того, может потерять позиции в а/к «Оренбургские авиалинии», в которую много вложил еще до того, как ее поглотил «Аэрофлот».
Конкуренты, конечно, сейчас радуются за «Санрайз Турс» и «Пегас Туристик», но чем обернутся эти события для них самих – это еще большой вопрос. Все отдают себе отчет: Андрей Калмыков, что бы о нем ни говорили, все-таки оставался человеком из туристической среды, понимал специфику этого бизнеса и действовал соответственно. А тот способ распределения блоков, который продвигается сейчас, для крупных заказчиков некомфортен: они предпочли бы сесть за стол переговоров и за десять минут договориться о том, что будет решаться 11-13 февраля на электронном аукционе.