Опять скандал на рынке – неожиданно свернул деятельность туроператор «Альфа Вояж» (в реестре – ООО «Вояж»), напомнив о «слабом звене» турбизнеса: рисках, связанных с субагентской деятельностью. Как известно, «Альфа» занималась в основном не формированием турпродукта, а перекупкой его у других ТО. Ставка на большие объемы продаж позволяла получать «посреднику» у поставщиков большие комиссионные. Обеспечение этих объемов достигалось тем, что почти все вознаграждение направлялось не на развитие, не на обеспечение финансовой устойчивости, а отдавалось другим агентствам. В итоге случилось то, что случилось: деньги кончились, «Альфа Вояж» объявила о невозможности исполнять обязательства. Розничные партнеры оказались «кинутыми». Вот классический пример. «В пятницу, 2 сентября, за два часа до окончания рабочего дня мы получили из «Альфы» уведомление о приостановлении их деятельности, - рассказала менеджер по развитию ТА «Гет-трэвел» Людмила Дементеева. - Ужас! В воскресенье наши постоянные, богатые клиенты должны вылетать на отдых. Стали звонить в «Пегас Туристик» (турпакет был его), в отель. Выяснилось, что наша заявка была снята еще в 11.00 того же дня и вновь реализована уже через полчаса. Собирали деньги всем офисом и в субботу оплатили путевку в тот же отель, но на другую дату. Клиенты возмущены».
Примечательно, что на вопрос корреспондента «ГЛ», отчего не забронировали тур непосредственно в «Пегасе», Людмила Дементеева призналась, что подкупило крупное финобеспечение «Альфы» (60 млн руб.), а также комиссия 11%. Анна Подгорная сообщила, что, действительно, туроператору давалось максимальное вознаграждение 14%, из которых он порой оставлял себе 1-2%. «На их бизнес мы повлиять не могли, но я не понимаю тех, кто работает с такими перекупщиками, закрывая глаза на риски. Бизнес ведется без уважения к самому себе, следовательно, ожидать уважения со стороны властей и туристов к отрасли не стоит». Кроме того, г-жа Подгорная отметила, что «Альфа Вояж» – отнюдь не единственный перекупщик. Есть еще несколько тех, кто номинально числится оператором, но предпочитает работать «прокладкой», не брезгуя ни черным налом, ни сомнительными схемами.
Другие наблюдатели согласны: партнеры «Альфы» сами подставились. «А что вы хотите, риски всегда чего-то стоят, - заметил коммерческий директор TEZ Tour Александр Буртин. – Агенты знали, что рискуют, но сознательно шли на сотрудничество с «Альфой», надеясь, что пронесет. Не пронесло. Формально туроператор закона не нарушал, ведь в нем понятие «турпродукт» размыто. В качестве услуги в турпакет можно записать хоть «Поцелуй менеджера», вот вам и формирование турпродукта».
Обращает на себя внимание еще один момент. В случае законодательного утверждение принципа взаимоотношений ТА с ТО «От имени и по поручению» прогнозируется всплеск именно субагентской деятельности. В связи с чем в коридорах власти рассматривается вопрос о ее полном запрете в туризме. На что г-н Буртин заметил: «От запретов мы старались избавляться последние 20 лет. Не думаю, что те, кто захочет найти лазейку, упадут духом».