Партнеров не сдают
Какие расходы в кризис ТО не пустят под нож
Самый ценный нематериальный актив туроператора – лояльность розничных партнеров. Это доказано в ходе опроса, проведенного Службой «БАНКО» в конце ноября с целью выяснить, какие издержки производители туруслуг не готовы сокращать даже в сложной финансовой ситуации. Респондентам был предложен список из 17 «расходных статей», в итоговую таблицу попали 14, которые набрали четыре и более голосов. И пять верхних строчек в упомянутом рейтинге не что иное, как траты на поддержание хороших отношений с агентствами.
Так, вопреки кризису и собственным финансовым потерям, большинство респондентов не намерены сокращать бонусные программы для розничных турфирм. Их необходимость отметили 24 из 30 опрошенных специалистов. Операторы осознают, что без помощи в виде дополнительных скидок, повышенных комиссий, рассрочки платежей партнерам трудно будет оставаться на плаву. Кстати, как раз в период проведения опроса сразу несколько крупных игроков обнародовали свои новые антикризисные программы для дистрибьюторов.
Статьи расходов, занявшие второе-пятое места в таблице, респонденты фактически признали равнозначными, ведь разрыв между ними не превысил 1 %. Московские выставки были названы значимыми и для имиджа ТО, и как арена для переговоров с партнерами. Однако игроки не исключили, что арендуемые ими площади будут сокращены. Кроме того, операторы не скрывали своей надежды на объединение двух конкурирующих площадок – в «Крокусе» и «Экспоцентре»: «Чтобы представить свои программы, нам вполне достаточно одной весенней и одной осенней выставок», – часто звучало в комментариях.
С точки зрения опрошенных экспертов, крайне нежелательно сокращать рекламу и PR в отраслевых СМИ. Интересно, что помимо очевидных аргументов в их пользу назывался и такой, сугубо «кризисный»: «Исчезать из публикаций нельзя даже на короткое время. Сейчас туроператору особенно важно быть на слуху, постоянно напоминать партнерам о своем присутствии на рынке». Респондентов понять можно: слухи о «неминуемом банкротстве еще до конца зимы» целого списка громких имен (в разных вариациях) на рынке не утихают.
Единственная «неагентская» строка, попавшая в top five, – фонд зарплаты ТО. Однако и здесь не обошлось без оговорок. Желающих урезать доходы ключевых специалистов оказалось немного, но сокращение штата считается неизбежным, иные признали, что уже пошли на такой шаг. Среди наиболее вероятных кандидатов на увольнение – часть технического персонала, сотрудники визовых отделов, координаторы платежей.
Показательно, что по-прежнему остается приоритетным для туроператоров освоение новых направлений. Эту позицию выделил как «несокращаемую» каждый третий участник опроса. Надежды связывают и с новой безвизовой страной – Израилем, и с дорогой экзотикой для VIP-клиентов, и с Китаем, усилившим интерес к себе благодаря Олимпиаде. Другое направление развития – регионы. Не секрет, что кризисная волна накрыла их в разной степени – есть на карте России и относительно благополучные города. «Сейчас, когда конкуренты осторожничают, можно выходить на новые рынки с гораздо меньшими инвестициями», – говорят наиболее амбициозные оптимисты. И вспоминают 1998 и следующие за ним годы, когда самым предприимчивым удалось завоевать хорошие стартовые позиции, а затем выбиться в лидеры.
Вложения в выездные конференции и семинары для розничных партнеров не намерены урезать более трети респондентов. Кстати, выставки в российских городах, также попавшие в число приоритетных статей расходов, многими рассматриваются как удобные площадки для проведения обучающих программ.
Директорские туры заняли весьма скромное место в перечне трат туроператоров. Как, впрочем, и расходы на корпоративные увеселения для собственного персонала. В ближайшей перспективе сотрудникам ТО придется самим доказывать свою лояльность работодателям – ударным трудом и неприхотливостью.
Методика
В список для опроса были включены топ-менеджеры 53 туроператоров, вошедших в рейтинги предпочтений сотрудничества, составленные Службой «БАНКО» по итогам двух сезонов (зима-2007/08 и лето-2008). Из них на вопросы интервьюеров «БАНКО» ответили представители 30 фирм. Опрос проводился с 20 по 26 ноября 2008 г. Каждый эксперт мог дать несколько вариантов ответа. В таблице показаны варианты, набравшие четыре и более голосов.
Неформально
Любопытна позиция респондента, отказавшегося от простановки «галочек» в стандартных вариантах ответов: «Экономить за счет сокращения затрат и зарплат – неправильно. Гораздо более эффективный путь – добиваться скидок от поставщиков – авиакомпаний и хотельеров».