Бортпроводники «Трансаэро» недовольны условиями труда
Стюарды двух крупнейших авиакомпаний России недавно отмечали профессиональные праздники. 11 июля 1967 г. была основана служба бортпроводников «Аэрофлота», а 7 июля 1992 г. аналогичное подразделение появилось у «Трансаэро». Эти даты приходятся на пик туристического сезона, когда работы в небе особенно много. Ее объем таков, что в Интернете зазвучали даже призывы к забастовке. «ГЛ» связалась с бортпроводниками и выяснила причины их недовольства.
Много крыльев, мало рук
Информация о том, что 6 июля стюарды «Трансаэро» собираются бастовать, появилась на их неофициальном форуме (http://stewardun.fastbb.ru/) за несколько дней до предполагаемой акции протеста. А слухи о ней начали возникать еще в начале июня. Определить их источник оказалось невозможным, никто специально не занимался организацией демарша, просто из уст в уста передавались призывы оформить в «день Х» больничный лист и не выходить на работу. Если бы эти действия приобрели массовый характер, то авиакомпания столкнулась бы с проблемой неукомплектованности экипажей, пришлось бы отменять вылеты. Однако забастовки, если она и планировалась, удалось избежать.
Тем не менее, стюарды «Трансаэро», с которыми беседовал корреспондент «ГЛ», по-прежнему недовольны условиями труда: «Самолетов понакупали, рейсов прибавилось, а нам отдуваться». «Люди доведены до отчаяния... Они хотели привлечь к себе внимание высшего руководства и показать действительное положение дел в Службе бортпроводников», – жалуется один из участников вышеупомянутого форума.
Основные претензии стюардов сводятся к трем вещам: систематическое превышение месячной нормы налета, недостаточный уровень оплаты сверхурочных часов, частый выход минимальным составом экипажей, то есть таким количеством бортпроводников, которое позволяет авиакомпании соблюсти все требования безопасности на борту. Однако обеспечить обслуживание на должном уровне при этом становится сложнее, считают собеседники «ГЛ», ссылаясь на то, что у перевозчика есть собственные нормы по сервису, которые как раз и нарушаются: «Каждый член экипажа несет на себе повышенную нагрузку, выполняя работу за недостающего проводника, и она никак не оплачивается».
Редакции, однако, не удалось получить у авиакомпании документального подтверждения наличия каких-либо норм по обслуживанию пассажиров.
Официальные комментарии
В пресс-службе «Трансаэро» заявили, что «число бортпроводников, летающих на всех рейсах компании, строго соответствует российским и международным нормам». По словам пресс-секретаря Сергея Быхала, за 2007 г. объем перевозок «Трансаэро» увеличился почти на 52%, парк пополнился несколькими воздушными судами, и в связи с этим происходит расширение штата. «Нам действительно требуются новые бортпроводники, и их набор идет постоянно», – сказал он.
Слухи о планировавшейся акции протеста иначе как провокацией в пресс-службе назвать не смогли. «Ни о какой забастовке не может быть и речи», – отрезал г-н Быхал. Он подтвердил «ГЛ», что «бывают случаи, когда нормы полетов превышаются». Но, по его заверению, сверхурочные оплачиваются в соответствии с трудовым законодательством, «по более высокому тарифу». «Что касается зарплаты бортпроводников, то уже в этом году она поднималась несколько раз», – отметил пресс-секретарь «Трансаэро». Однако стюарды, с которыми беседовал корреспондент «ГЛ», восприняли это сообщение с большим удивлением.
Ситуацию с минимальными составами экипажей разъяснил новый руководитель службы бортпроводников «Трансаэро» Валерий Меркулов. По его словам, если экипаж летит в минимальном составе, то его члены имеют право «упростить технологию обслуживания пассажиров». «Это существенно облегчает работу персонала и в то же время не так сильно бьет по сервису», – сообщил г-н Меркулов. Источники «ГЛ» среди бортпроводников уточнили, что под «упрощением технологии» подразумевается, например, одновременная раздача еды и горячих напитков, когда после аперитива (соки, вода) разом, а не последовательно, предлагают горячее блюдо и чай или кофе. Когда пассажир съест свой обед, чай может уже остыть, и стюарда попросят налить новый. Таким образом, труд облегчается ненамного, считают бортпроводники.
Человек компромисса
Кстати, о назначении на новую должность Валерия Меркулова стало известно после встречи генерального директора «Трансаэро» Ольги Плешаковой с представителями Службы бортпроводников. Переговоры состоялись точно за два дня до предполагаемого начала «больничной» акции стюардов. Тогда же, по словам Меркулова, было принято решение об увеличении зарплаты бортпроводникам минимум на 15% и введении денежных надбавок «за регулярность полетов». Подобные обещания от высшего руководства звучали и раньше, не без скепсиса констатируют сотрудники «Трансаэро», однако выражают надежду, что с приходом Меркулова они воплотятся в жизнь.
Среди стюардов, по их собственным уверениям, новый начальник пользуется огромным уважением, прежде он представлял их интересы в местном профсоюзе. Авторитет г-на Меркулова мог сыграть не последнюю роль в отмене забастовки, если она планировалась. Сам он накануне предполагаемой даты начала акции протеста сообщил корреспонденту «ГЛ», что надеется на силу своего имени: «Откровенно говоря, они получили в начальники службы того, кого хотели. Я думаю, неразумно теперь вгонять меня в краску, в стыд, массово взяв больничный». Меркулов также добавил, что если авиакомпания не выполнит своих обещаний, то он сам, «как профсоюзный деятель», может возглавить забастовку.
Вместе с тем новый глава Службы бортпроводников дал понять, что не стоит излишне драматизировать ситуацию: нехватка стюардов ощущается во многих авиакомпаниях. К примеру, пресс-секретарь «Аэрофлота» Ирина Данненберг подтвердила корреспонденту «ГЛ», что нацперевозчик испытывает дефицит кадров и «пытается решить эту проблему».
Напомним, что в 2001 г. бортпроводники «Аэрофлота», протестующие против несоответствия условий труда и оплаты, провели акцию «Больничный лист». Тогда более 500 стюардов компании одновременно взяли отгулы по состоянию здоровья, однако перевозчику удалось преодолеть кризис, не поставив под удар пассажиров.