logo
    Статьи Рейтинги Опросы Интервью Спецпроекты Журнал
Войти
Авторизация
Забыли пароль? Регистрация
Туроператоры по ЮВА – в чем отличия
Туроператоры по ОАЭ – кто есть кто?
Туроператоры по горным лыжам – кто есть кто?
    Hotline.travel
    Онлайн-журнал о жизни и туризме
  • Рынок
    • Сделки
    • Конфликты
    • Авиаперевозка и транспорт
    • Обзоры и аналитика
    • Визы и посольства
    • Лицензирование и страхование
  • Стратегия и политика
    • Стратегии компаний
    • Проекты
    • Кадровый вопрос
  • Рейтинги и репутация
    • Актуальные рейтинги БАНКО
    • Архив рейтингов БАНКО
  • Суд и закон
    • Законотворчество
    • Дела судебные
    • Прецеденты
    • Помощь зала
  • Банкротства и ЧП
    • Банкротства
    • ЧП/Катастрофы
    • Кризисы и сигналы
  • Турпродукт
    • Техника продаж
    • Профессиональные отзывы
    • Маршруты и курорты
    • Продуктовая корзина
  • Технологии
    • IT-разработки для турбизнеса
    • Обзоры технологий
  • Досье
    • Люди
    • Компании
  • О нас
    • О проекте
    • Контакты
    • Рекламодателям
    • Редакция HotLine
    • Как стать соавтором
    • Открытая редакция
    • Получить свой экземпляр журнала
    • Напечатанные журналы
    • Лучшие публикации
  • Конкурсы
    • Перл года
    • Премия ТБГ
    • Новый год
    • Офисы турагентов
    • Офисы туроператоров
    • Фотозагадки
  • Спецпроекты
    • Актуальные
    • Архив
  • Проф. среда
    • Tourism.Story
    • Праздники
    • Бизнес-встречи
    • Люди туризма
    • Тест-драйвы
    • Фото дня
    • В кулуарах
    • Акции
Войти
0:00, 5 июля 2011
6319

Белые пятна закона

Целые сегменты турбизнеса остаются вне контроля государства

Вы доверяете мировым брендам? Я – отчасти, да. Но когда речь идет о дорогостоящем туре, хотелось бы более весомых гарантий, чем громкие имена поставщиков услуг. 

Споры о туристическом законодательстве сводятся, в основном, к одному – какими суммами должны отвечать участники рынка в рамках фингарантий. Между тем эксперты указывают и на пробелы в определении ключевых понятий, которые позволяют заниматься «вроде как туроперейтингом», но по формальным признакам таковым не являющимся.

Кто ответит за онлайн?

На рынке - бум онлайн конструкторов индивидуальных туров. Туроператоры один за другим внедряют на своих сайтах этот сервис. Пользователю – будь то турагентство или прямой потребитель предлагается приобрести отдельные туристические услуги: отель, трансфер, аренду автомобиля. Иногда – авиаперелет. Поставщиками обычно выступают международные (глобальные) системы бронирования – Travco, Hotelbeds, Kuoni, Go Global и т.д. При этом «по кирпичикам» собирается индивидуальный тур. Однако турпакет в том понимании, как он трактуется законом о туризме (проживание + транспортные услуги), чаще всего не формируется, - говорят практики. Путешественника, например, интересует только гостиница и трансфер, а авиабилет он покупает напрямую у перевозчика. К кому обращаться за компенсацией такому туристу, если в поездке ему не окажут оплаченные услуги? Может ли он рассчитывать на фингарантии в случае срыва поездки? Ответы на эти вопросы не очевидны. Страховщики обсуждают тему весьма неохотно. «Рассчитывать на выплаты по фингарантиям вряд ли придется. Скорее всего, мы даже не примем заявление», - говорит один из них на условиях анонимности. Аргумент – формальное отсутствие турпродукта. Разводят руками и в Ростуризме: «Обычно в подобных схемах российские туроператоры выступают агентами глобальных систем бронирования. Юридическая ответственность ТО размыта – случись проблемы, они запросто могут представить дело так, что их задача – лишь корректно довести информацию до клиентов», - признает Евгений Писаревский, замруководителя ведомства.

Найти выход

Впрочем, всё же не факт, что путешественнику придется напрямую разбираться с иностранным поставщиком. Привлечь к ответственности можно и отечественного туроператора в том случае, если он принимал платеж на свой счет – по закону о защите прав потребителей, - убежден Александр Байбородин, юрист ЮА «Персона Грата». По его мнению, есть шанс апеллировать и к туристическому законодательству: «Оно же предусматривает формирование тура по заданию туриста. Значит, даже если заказана только часть услуг, надо добиваться признания их турпродуктом». Эксперты сходятся в одном – отраслевой закон сейчас никак не оговаривает специфические способы организации путешествий, такие как дистанционная продажа, или реализация отдельных туристических сервисов. Как будут разрешаться возможные конфликты, покажет судебная практика. Пока о прецедентах не известно, но наблюдатели вовсе не исключают их в будущем. Хотя продукты в глобальных системах бронирования, как правило, представлены авторитетными международными брендами – отелями, фирмами по прокату автомобилей, авиакомпаниями и т.д., они тоже не гарантированы от банкротств. Кроме того, есть риск, связанный с прохождением платежей от российской компании иностранному партнеру. Наконец, не исключены и форс-мажорные ситуации, - у всех еще в памяти исландский вулкан, чуть не парализовавший прошлым летом туризм на континенте. Очевидно, чтобы застраховать туристов от вероятных проблем надо менять законодательство. «Только вот как? Эффективное решение пока не найдено даже в Европе, где тема «динамического туроперейтинга» - так называют онлайн продажу туров «по частям», едва ли не актуальнее, чем в России», - замечает Евгений Писаревский. Эксперт видит выход в объединении туроператоров-агентов глобальных систем бронирования в СРО. Тогда перед клиентами можно было бы отвечать средствами из компенсационных фондов, которые предусмотрены для таких общественных организаций.

«Серый» пароход

Еще одна сфера, остающаяся вне регулирования туристическим законом – продажа круизов. Роль российских туроператоров при организации путешествий по морям или по европейским рекам, как правило, - выступать агентами иностранных круизных компаний. То есть в случае проблем они запросто могут сослаться на свою скромную роль посредников, и отправить клиентов разбираться напрямую с зарубежным устроителем поездки – как и в ситуации с онлайн конструкторами туров. Ответственность отечественного игрока более очевидна, когда он организует авиаперелет до порта, из которого стартует круиз и обратно, причем включает эту услугу в турпакет. Но так бывает не всегда, ведь путешественник может приобрести авиабилет и самостоятельно. Валентин Елисеев, директор круизного центра «Нептун» согласен, что некоторая коллизия здесь существует, но утверждает, что в 80% случаев наши продавцы круизов доукомплектовывают путешествие перелетом, а туры застрахованы фингарантиями. Круизы по российским водоемам туроператоры организуют своими силами. Но, судя по формулировкам закона, назвать создаваемый при этом продукт туристическим можно лишь с большой натяжкой. Вроде и транспортные услуги есть, и проживание, только всё это «в одном флаконе». «Тогда и поездка на поезде дальнего следования – тоже туризм», - иронизирует один из экспертов. Казуистика? Возможно. Однако недавняя трагедия на Волге с теплоходом «Булгария» еще раз показала, что в туристическом законодательстве нужны детальные трактовки базовых понятий. Один из продавцов путевок – «АгроРечьТур» не входил в Федеральный реестр ТО, не имел фингарантий. И, хотя директор компании задержан, юристы сомневаются, что ему за это придется отвечать. Доказать, что фирма занималась незаконной предпринимательской деятельностью в данном случае проблематично.
  • Обзоры и аналитика
Автор Дмитрий Солдатенков
Поделиться

Комментарии

Обсудить статью

/hotline/obzory-i-analitika/belye-pyatna-zakona/
Комментарии для сайта Cackle

Читайте также

Страховка «все включено»: на что может рассчитывать турист с расширенным полисом при поездке за границу
Страховка «все включено»: на что может рассчитывать турист с расширенным полисом при поездке за границу

Обзоры и аналитика

13/06/2025
106492
Внутренние курсы туроператоров: где логика?
Внутренние курсы туроператоров: где логика?

Обзоры и аналитика

15/05/2025
47453
GlobalDMC: 100%-ное подтверждение брони от отеля по реальной цене
GlobalDMC: 100%-ное подтверждение брони от отеля по реальной цене

Обзоры и аналитика

04/03/2025
22188
Квартиры посуточно мешают гостиничному бизнесу
Квартиры посуточно мешают гостиничному бизнесу

Обзоры и аналитика

25/02/2025
31381
«Туры в Россию в тренде – и это модно»
«Туры в Россию в тренде – и это модно»

Обзоры и аналитика

13/02/2025
99597
Как туристу проверить наличие  запрета на выезд из России
Как туристу проверить наличие запрета на выезд из России

Обзоры и аналитика

29/01/2025
56609
«Не тур, а марш-бросок»: туристка требует вернуть 157 тысяч рублей за поездку к Деду Морозу
«Не тур, а марш-бросок»: туристка требует вернуть 157 тысяч рублей за поездку к Деду Морозу

Обзоры и аналитика

28/01/2025
48237
«Выкручивают руки»: почему в отелях России некому работать
«Выкручивают руки»: почему в отелях России некому работать

Обзоры и аналитика

28/01/2025
46055
  • Рынок
    • Сделки
    • Конфликты
    • Авиаперевозка и транспорт
    • Обзоры и аналитика
    • Визы и посольства
    • Лицензирование и страхование
  • Стратегия и политика
    • Стратегии компаний
    • Проекты
    • Кадровый вопрос
  • Рейтинги и репутация
    • Актуальные рейтинги БАНКО
    • Архив рейтингов БАНКО
  • Суд и закон
    • Законотворчество
    • Дела судебные
    • Прецеденты
    • Помощь зала
  • Банкротства и ЧП
    • Банкротства
    • ЧП/Катастрофы
    • Кризисы и сигналы
  • Турпродукт
    • Техника продаж
    • Профессиональные отзывы
    • Маршруты и курорты
    • Продуктовая корзина
  • Технологии
    • IT-разработки для турбизнеса
    • Обзоры технологий
  • Конкурсы
    • Перл года
    • Премия ТБГ
    • Новый год
    • Офисы турагентов
    • Офисы туроператоров
    • Фотозагадки
  • Проф. среда
    • Tourism.Story
    • Праздники
    • Бизнес-встречи
    • Люди туризма
    • Тест-драйвы
    • Фото дня
    • В кулуарах
    • Акции
  • Досье
    • Люди
    • Компании
  • О нас
    • О проекте
    • Контакты
    • Рекламодателям
    • Редакция HotLine
    • Как стать соавтором
    • Открытая редакция
    • Получить свой экземпляр журнала
    • Напечатанные журналы
    • Лучшие публикации
  • Спецпроекты
    • Актуальные
    • Архив
Реклама Подписка Редакция

© 2011-2021, Онлайн-журнал HotLine.travel
Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл №ФС77-50073 от 06.06.2012 г.
При перепечатке или цитировании ссылка на портал Hotline.travel обязательна.

Политика конфиденциальности Пользовательское соглашение Правила оплаты на сайте