Агентства много критикуют туроператоров. Критика вообще стала фоном нашего сотрудничества. Для меня это конструктивный фон. Если критики нет, значит, туроператор не интересен рознице. Если есть, значит, ему дают понять, в каком направлении развиваться. Многое мы можем исправить и улучшить – условия аннуляции, вопросы дозвона и технической оснащенности. Что-то в наших отношениях попросту нет смысла менять – это мнимые проблемы. А есть вещи, на которые туроператоры практически не в силах повлиять.
Турагенты болезненно реагируют, когда туроператоры стоят на своем варианте договора. Нас, например, осуждают за позицию по оплате туров – мы не принимаем гарантийных писем, только деньги. Откуда такая жесткость? Когда туроператорскую компанию никто не финансирует и не кредитует, то и она не может позволить себе таких широких жестов в отношении партнеров. Мы все занимаемся бизнесом – оказанием услуг на возмездной основе. Так что положение о своевременной оплате обязательно. Вообще договор каждого туроператора – это его закон. Никто не станет его ломать или отменять. Он отражает ту четко выстроенную схему, по которой работает компания. Но при этом зачастую и нет необходимости что-то менять в договоре, достаточно просто правильно понимать его положения. Настолько ли они неприемлемы для турагентства? Ведь у всех нас, работающих в туризме, – руководителей и менеджеров операторских структур, директоров и сотрудников розничных турфирм – нет специального юридического образования, и мы не всегда можем верно трактовать то, что написано в договоре. Особенно если искать в нем только угрозы. Они часто оказываются мнимыми.
Не надо искать подвох, лучше обратиться к юристу или бухгалтеру за объяснениями. Это избавит от ненужных подозрений и страхов. Я хочу сказать, что туроператоры, выстраивая свои схемы, какими бы жесткими они ни казались и ни были, не поставят агентов под угрозу. Ведь они – это партнеры, которые приносят деньги и, по сути, обеспечивают благополучие поставщиков турпродукта. В феврале – марте в отрасли активно обсуждалась ситуация, связанная с «закрытием» Египта. Агентства чувствовали себя крайними, ведь туристы, чей оплаченный отдых не состоялся, приходили за деньгами к ним. А деньги переданы туроператору. Кому же отвечать? Я думаю, что правильная модель поведения в ситуациях, аналогичных египетской, выстроится тогда, когда в нашей стране и отрасли появятся адекватные и работающие законы. Увы, сейчас, в реальной жизни, они не работают. Да, агенту непросто, когда перед ним стоит клиент и требует свои деньги. Но, поверьте, большая тяжесть ложится на туроператора. Если, конечно, он порядочен, не уходит в небытие, а сразу или в рассрочку возвращает деньги. У него-то их вообще нет, они перечислены авиакомпаниям, отелям. И он их не вернет никогда. Это надо понимать. При этом Египет был «закрыт» не запретом, как того требует закон, а рекомендацией. Власти не взяли на себя ответственность, не объявили эвакуацию, потому что тогда им пришлось бы вывозить россиян. Из граждан РФ, находящихся под защитой своей страны, они вдруг превратились в туристов своих туроператоров. Понимаю, у государства нет возможности вернуть 50 тыс. человек на родину. А у туроператоров – есть?..
Нужны работающие законы. Пока их нет, отношения в отрасли будут регулироваться доброй волей производителей турпродукта и зависеть от того, насколько каждый из них порядочен и лоялен к своей отрасли. Бизнес – дело жесткое, но не всегда там плавают только акулы. Пока агенту остается только выбирать, чья позиция ему ближе.