В такую примету горячо верят турецкие медики
Сразу несколько страховых случаев с российскими туристами на турецких курортах с новой силой подняли тему медицинского обслуживания. О нюансах обеспечения медпомощью за границей по страховке говорится давно, порой гневно, но мало что меняется.Один из инцидентов произошел под Сиде, в отеле Barbaros Pasha Beach Club 4*. Заболела 2-летняя девочка (температура, рвота, диарея), но приехавшего по вызову врача администрация к ребенку не допустила. По настоянию родителей больную в итоге транспортировали в госпиталь, где «прокапали» и отправили обратно в отель с температурой 38°. И только через двое суток ввиду прогрессирования болезни девочку доставили в больницу вновь. Другой случай произошел с 70-летним туристом, который был срочно госпитализирован в Аланье с подозрением на сердечный приступ. При диагностике турецкие врачи настояли на срочной операции. Причем обошлась она почти в $50 тыс. Вот только кому? СК «РОСНО» согласилась выплатить $15 тыс. страхового покрытия полиса. Доплатить было предложено родственникам. Пришлось доплатить. Самое неприятное – в клинике отказывались отпускать пациента, пока оплата не будет произведена. Предполагаемые причины недопущения врача к больному уже, что называется, набили оскомину. На первый взгляд, алгоритм действий при возникновении страхового события незамысловат: турист обращается в СК или в сервисную компанию на курорте, с которой страховщик заключил договор о взаимодействии (номера телефонов указаны в полисе), та, опять же по договору с медучрежде- нием, обеспечивает лечение. Вот тут-то и начинается самое интересное.
Александр Шваб, начальник отдела страхования путешественников «РОСНО», сообщил некоторые подробности полулегального бизнеса. Модель, повторимся, не нова. Отель заключает договор с клиникой или врачом, согласно которому последние платят гостинице за дежурство на ее территории. Администрация со своей стороны обещает не пускать «чужих» эскулапов. Бороться с системой, где задействованы целые кланы со стороны сетей клиник, невозможно. По поводу несчастья с пожилым туристом многие наблюдатели отмечают завышенную, на их взгляд, цену за операцию. Корреспондент «ГЛ» обратился в Институт скорой помощи им. Склифосовского, чтобы узнать реальную ее стоимость. Цена в $50 тыс. оказалась вполне реальной. «Один имплант стоит €17 тыс.», – пояснили в отделении кардиологии. Но в целом факт отрицать нельзя: завышение расценок на медуслуги в Турции распространено. Например, удаление аппендицита может обойтись в $7 тыс. Здесь тоже нет способов повлиять на ситуацию – ни со стороны российских СК, ни путем вмешательства местных властей. «Расценки на «медицину» ориентированы на богатых гостей из ФРГ, – пояснил Александр Шваб. – Медикам выгоднее обслужить трех немцев, чем десяток наших туристов». Единственный способ сгладить обозначенные проблемы эксперт видит в договоренностях СК с основными сетями клиник, даже самыми непримиримыми в плане ценовой политики. Доводы: мы вам даем поток, исправно оплачиваем услуги по вменяемым ценам; для вас это выгоднее, чем долго «выбивать» деньги за лечение с каждого туриста. При такой схеме снизится уровень конфликтов при столкновении «свой – чужой» доктор в отеле: повысится вероятность, что у обоих окажется договор с сервисной компанией, представляющей интересы страховщика. Роман Бобылев, сопредседатель Клуба защиты прав туриста, обратил внимание на то, что не только российские СК и турецкие сервисные компании вкупе с госпитальными сетями ответственны за благополучие занемогшего туриста. «Наши туроператоры демонстрируют два подхода к проблеме. Худший из них – принципиальное игнорирование вопроса медстрахования. Для таких абсолютно все равно, с какой структурой страховщик заключил договор на ассистанские услуги, в какой клинике госпитализирован их клиент. Такое безразличие иногда влечет непоправимые последствия».
Говорят, полис медицинского страхования используется только в 1,5–2% случаев. И все-таки эти страховые случаи возникают регулярно. И тогда за больных начинается война. Их перехватывают в отелях, их ждут сразу в нескольких госпиталях. Ведь за каждым тянется шлейф солидных выплат.