Московские турфирмы перекроили региональный рынок
Сезон убили! Так операторы Самары говорят об итогах лета-2007. На туристический рынок региона вышла целая группа московских игроков, которые многократно увеличили объемы чартерной перевозки на массовых направлениях и тем самым спровоцировали небывалый демпинг. Причем убытки никого не останавливают. Аттракцион «символических цен» в городе, по мнению местных экспертов, продолжится и в зимнем сезоне.
Цепная реакция
Многие самарские туроператоры ностальгируют по тем временам, когда в столице их рынок считали заштатным и малоперспективным. В числе первых интерес к нему проявил «Пегас Туристик», который в 2004 г. организовал отсюда перевозку в Турцию. Этот проект считали очень рискованным, тем более что «пришельцу» предстояло конкурировать с серьезным пулом местных фирм: «Интурист-Самара», «Самараинтур», «Спутник-Гермес», «Расип Трэвел», «СамараАэроТур» и «Авитекс». Они имели в регионе крепкие позиции, в том числе благодаря давним связям с авиакомпанией «Самара».
Тем не менее «Пегас Туристик» добился в городе хороших продаж, и в 2005 г. сюда решились зайти другие москвичи: TEZ TOUR, «Анекс Тур», «Зевс Трэвел», а в 2006-м – «Натали Турс» и «Ривьера». Их успех вызвал цепную реакцию: в преддверии сезона-2007 Самару одновременно начали активно осваивать КАПИТАЛ ТУР, PAC Group, Coral Travel, ICS Travel Group, «Библио-Глобус», «Дива Тревел».
О новой конкурентной угрозе туроператоры Самары узнали, когда их летние программы были уже спланированы. «Наш пул решил, как и в прошлом году, поставить рейсы на Испанию и Крит, а также открыть новое для региона направление – Италию, – рассказывает Наталья Денисова, директор «Спутник-Гермес». – Сделали заявку в авиакомпанию «Самара», которой летали в прошлом году, а позже узнали, что борта уже отданы «Авиачартеру» – брокеру, через которого работал КАПИТАЛ ТУР, и для нас техники нет».
Столичный конкурент готов был предоставить самарскому пулу блоки, но их объем регионалы сочли недостаточным. «Расип Трэвел» сам консолидировал рейс авиакомпании «Татарстан» в Барселону, на котором разместились четыре местных игрока, а также «Натали Турс», предложившая остальным свою «наземку» в Испании. Что же касается «Самараинтур», то она откололась от коалиции и села на испанский чартер TEZ TOUR. Таким образом, в Самаре было заявлено три чартерные программы на Барселону вместо прошлогодней одной.
По Кипру объемы перевозки утроились. Свои борта организовали «Натали Турс», КАПИТАЛ ТУР (через «Авиачартер») и «Библио-Глобус», а летом-2006 рынку вполне хватало и одного чартера московского оператора «Зевс Трэвел», на рейсе брал блок мест ICS Travel Group.
Помимо этого, КАПИТАЛ в партнерстве с «Зевс Трэвел», UTE Megapolus, «ИнтАэр» начал полеты на Крит. Как и в 2006-м, туда поднялся и «Расип Трэвел» и его блочники – самарские туроператоры, причем рейсы конкурентов следовали друг за другом. «В понедельник отправляемся мы, а во вторник – москвичи, – посетовал в беседе с корреспондентом «ГЛ» один из самарских партнеров консолидатора. – Сразу было ясно, что хорошей загрузки ждать не приходится, ведь турпотоки частично переориентировались на вновь открытые чартерные направления (Италию и Тунис. – «ГЛ»)».
Рейсы из Самары на Римини в 2007 г. организовал PAC Group при поддержке «Самараинтур» и «СамараАэроТур». Свой борт в тот же пункт поставила «Натали Турс». А консолидатором единственного чартера на Тунис стал «Пегас Туристик», блоки взяли ICS Travel Group и «Библио-Глобус».
Помимо всех этих программ в регионе было заявлено около 20 еженедельных рейсов в Турцию – в два раза больше, чем в прошлом году. «Для Самары это сумасшедшие объемы. Местный рынок далеко не такой емкий, как столичный, – комментирует ситуацию Вера Бастракова, исполнительный директор «Самараинтур». – Кроме того, мы теряем иногороднюю «подпитку»: раньше через Самару летели туристы из близлежащих городов, а теперь там есть своя перевозка».
Со скидкой и даже даром
Первыми в борьбе за выживание пострадали самарские производители турпродукта. Широкий ассортимент и качество туров московских операторов практически лишили их конкурентоспособности на основных массовых направлениях. На стороне раскрученных брендов оказались и туристы, и розничные турфирмы. У них накопилось много претензий к региональным ТО, особенно раздражали высокие цены и частые замены времени вылетов. По рассказам турагентов Самары, многие местные компании, оценив степень столичной угрозы, предлагали им более выгодные тарифы, но даже несмотря на это поддержать земляков выразили желание немногие.
Впрочем, в итоге операторский демпинг на рынке достиг таких масштабов, что и розничные фирмы с продажи каждой путевки имели очень скромную прибыль. А некоторые еще и предоставляли скидки в 8–9% не только постоянным, но и «первым встречным» клиентам.
Исключением стала лишь Турция: благодаря высокому потребительскому спросу при дефиците качественных отелей стоимость туров стабильно держалась в пределах рентабельности. «Самолеты всегда были забиты, и продажи отличались хорошей глубиной», – говорит Наталья Гуркова, руководитель представительства TEZ TOUR в Самаре.
По остальным же направлениям розничная цена путевки часто не оправдывала даже перелета. Например, двухнедельный тур в Испанию с проживанием в отеле категории 3* можно было купить за 240 евро, хотя авиабилет стоил 380; неделю в Италии в отеле 4* с питанием BB и экскурсиями предлагали за 390 евро. SPO оказалось так много, что клиенты практически перестали бронировать туры заранее, ожидая от компаний максимальных скидок. Чтобы хоть как-то привлечь внимание потребителей, столичные и местные операторы шли на самые разные ухищрения, например предлагали бесплатно взять в Италию детей в возрасте до 9 лет. А туристам, выбравшим Испанию, выдавали билеты в популярные развлекательные парки.
Перепадало и сотрудникам турагентств: так, за реализацию одного тура в Грецию сейлз мог получить лично в руки 100 евро. Кроме того, менеджерам розничных фирм предлагалась возможность приобрести за полцены путевки для личного отдыха.
Летите, чартеры, летите
Проблема избыточной перевозки не теряла актуальности весь сезон, но ни местные, ни московские игроки не прекратили гонять в Европу полупустые самолеты. Одни эксперты сочли это проявлением амбиций, другие оправдывали ситуацию тем, что объединение рейсов невозможно по организационным причинам. Туроператоры прибегают к услугам разных авиакомпаний – «Самара», ГТК «Россия», «Татарстан», поэтому консолидация крайне сложна и чревата штрафными санкциями.
И все-таки в конце августа участники самарского пула, инициировавшего полеты на Крит, по обоюдному решению закрыли свою программу и пересели на цепочку КАПИТАЛ ТУР и «Авиачартера» – как показал сезон, и на одном борту всем хватило места. А «Пегас Туристик» завершил полеты в Монастир в конце августа, на один вылет раньше плана.
В целом же ТО продолжают демонстрировать в регионе свои амбиции и низкие цены и, похоже, сохранят пыл до следующего сезона. По крайней мере, агенты уверены в том, что количество бортов не сократится. «Хотя возможно, что консолидаторы переориентируются на другие направления. Например, на Хорватию вместо Италии», – предположила Ольга Яцун из фирмы «Афины». А Тамара Смирнова из ДВСТУР не исключила, что горячей в Самаре будет и зима: «Думаю, операторы откроют новые маршруты уже в ближайшее время. Возможно, отправятся рейсы на Гоа». Но на рынке есть и другая точка зрения. Например Вячеслав Клопов, директор представительства «Натали Турс» в Самаре, считает так: «Опираясь на этот сезон, игроки начнут согласовывать друг с другом свои действия и объединяться. Перевозки будет меньше, исходя из этого на рынке появятся и адекватные цены».