Зачем государство насаждает IT-коммерцию
На экспертном совете «ГЛ» обсуждалось внедрение в практику электронной путевки. На следующий день Госдума должна была рассматривать законопроект, легализующий новшество. Однако парламентарии отложили этот вопрос на неопределенный срок – нашлись более срочные темы. И все же ясно, что электронная путевка светит туристическому бизнесу в самом ближайшем будущем.
По мнению туроператоров, все затевается ради полного налогового контроля над их финансовыми потоками. Владельцы турагентств видят в этом попытку вывести их из игры на рынке. Аналогичные мысли у представителей дистрибутивных систем: они опасаются, что государство делегирует функции по оформлению и регистрации электронных путевок безальтернативной организации, которая между делом возьмет на себя миссию централизованного поисковика и единой площадки по бронированию. Считается, что именно такое будущее уготовано проекту «Международная бизнес-почта», который в конце октября был анонсирован в Торгово-промышленной палате.
Представители бизнеса и отраслевых властей провели общественную экспертизу этого проекта и самой идеи о внедрении электронной путевки.
Комментирует рынок
Фрагменты дискуссии в онлайн-журнале HotLine.travel
Как только на www.НotLine.travel появилась первая информация об итогах экспертного совета, стали поступать отклики, комментарии, вопросы от пользователей. Вот самые показательные и острые высказывания. Они подтверждают не только высокую актуальность темы, но и неосведомленность рынка о сути электронной путевки и связанные с ней тревожные ожидания.
Ответы на вопросы, заданные участниками интернет-обсуждения, читайте на следующих страницах
Илья Тугуев: Тема очень важная, спасибо за организацию обсуждения. Cтолько вопросов!
Andrey: В чем суть электронной путевки? Объясните, плиз.
Геннадий Котов: Коллеги! В проекте закона о внесении изменений в Закон «Об основах туристской деятельности» уже имеются две новации на эту тему. В ст. 10 вносят части следующего содержания: «Туроператоры и турагенты ведут регистрацию туристских путевок на бумажных и электронных носителях в порядке, установленном федеральным органом исполнительной власти...» «Туроператоры направляют информацию о зарегистрированных туристских путевках в федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий...» Зачем это делается? Во сколько это обойдется бюджету? Ведь кто-то должен будет это обрабатывать.
Сергей: Главный вопрос: а зачем нужна электронная путевка? Где ее место в существующей технологии продаж «потребитель – ТА – ТО»? Если это просто кормушка для ООО «Главный сертифицирующий центр», который разработал проект под названием «Международная Бизнес Почта», также известный как «Регистр», и который теперь хочет при помощи государства получить с этого денег за выдачу и верификацию ЭЦП, а также за транзит и хранение документов, то все нормально и понятно.
Если же есть желание сделать документооборот в туротрасли более подходящим к словосочетанию «XXI век», то одной электронной путевки мало. Основная проблема – невозможность законно продавать туры физлицам полностью в онлайне (т. е. без необходимости визитов в офис).
Валентина: Коллеги! Вопрос очень серьезный, согласна с мнением Сергея! Разве нам нужен еще орган, который будет вести тотальный контроль, дублируя налоговые органы? Получается, что они не справляются со своими обязанностями? А за деятельность-контроль со стороны ООО «Главный сертифицирующий центр» надо кучу денег, и откуда их брать? Конечно, закладывать в стоимость тура, и опять плати, клиент! Удорожание турпродукта? Где логика? И это защита интересов? Смешно!
Кто хочет приобрести туруслуги через Интернет – ради бога! Но зачем всех в одну кучу?
Ольга: Почему-то как аксиома предполагается, что люди в массе своей ЗА уход в цифровые технологии. Это не так. Сколько с электронными билетами вопросов! И то же самое с путевками будет – электронная цифровая подпись! А как менеджер агентства или туроператор узнает, что этот человек свою подпись поставил? Может, он мне дискету с чужой подписью сует, может, этот клиент украл подпись. А потом придет реальный владелец подписи и разведет меня на деньги за «моральный» ущерб, что заказали все не так, как он хотел, подпись подделали, и ничего не докажете.
Как туроператор защитится от клиентов-разводил? Выбрали, деньги заплатили, подпись поставили – накануне вылета пришли, отказались, а потом вообще оказалось, что он не своей подписью подписался – и что? Никаких обязательств перед туроператором, кто будет выплачивать «фактически понесенные расходы»? Сейчас мы видим его паспорт – там лицо и росчерк, а с чем эту подпись надо будет сравнивать?
Эскендер Аблязизов: Не знаю, чья идея с электронными путевками, но это напоминает опупею с введением реестра и обязательным страхованием ответственности, тогда страховщики отхватили горы денег. Рынок не рухнул, но многие остались на долгое время без работы.
И вот опять кто-то очень хочет много денег и имеет большие связи наверху, вся эта возня с электронными путевками и появление нового супероператора ООО «Главный сертифицирующий центр». Это ничего не даст, кроме очередного передела. Афера этот закон – запомните мои слова через 2–3 года, но будет поздно.
Горячо, но сыро
Елена Воропаева, гендиректор «Олимп Консалт»
Хотим мы или нет, электронная путевка станет реальностью рынка – это только вопрос времени. Результаты и последствия, на мой взгляд, будут такие.
Первое: тотальный контроль государства за передвижениями граждан (ведь каждый проданный тур предполагается фиксировать в единой базе данных).
Второе: произойдет обеление финансовых потоков в отрасли, вследствие чего многие турфирмы вылетят в трубу. И наконец, будет нанесен удар по агентскому бизнесу как таковому. И не потому, что для путешественников пропадет всякий смысл обращаться в розничную компанию. Я как раз так не считаю.
В любом случае на рынке сохранится огромный пласт клиентов, которые не могут и не хотят бронировать туры в Интернете – им нужна консультация специалиста розничной турфирмы. Но проблему я вижу в том, что это звено не встроено в технологию электронной путевки, которую сейчас преподносит рынку компания «Главный сертифицирующий центр».
Если ее проект будет реализован в нынешнем виде, то традиционная цепочка реализации продукта (ТО – ТА – клиент) станет громоздкой и неудобной для клиента. Система, по моему впечатлению, сырая, надо ее дорабатывать, увязывать с практикой.
Время на это есть. Потому что в любом случае внедрение электронной путевки будет долгим и трудным, затянется на годы. К этому новшеству не готовы ни отраслевое законодательство, ни сам бизнес.
Не надо обязаловки
Татьяна Коршунова директор по продвижению «Джет Тревел»
Сама по себе электронная путевка – это правильно и очень нужно. Более того, пока у рынка не будет такого инструмента, говорить о реальном развитии в российской туротрасли онлайн-продаж пакетных туров для частных лиц преждевременно. Однако единовременно и поголовно внедрить интернет-коммерцию нельзя. Клиент должен иметь возможность сам выбрать, как оформлять юридические отношения – на бумаге или в Интернете. Давайте на минуту представим, что электронная путевка стала обязательной. Как внедрять эту технологию в удаленных регионах, где уровень автоматизации бизнес-процессов далек от столичного? И как убедить российских туристов, всех без исключения, переместиться в виртуальное пространство?
Все должно происходить поэтапно и постепенно. Еще очень важно, чтобы предлагаемая технология оформления электронных путевок легко стыковалась с действующим программным обеспечением туристических компаний и системами бронирования туроператоров. Принудительный переход на новый софт может парализовать работу как агентов, так и операторов.
Кстати, это одна из причин, по которым нельзя делегировать монопольное право разработки системы оформления и регистрации электронных путевок одной-единственной организации. Нужно, чтобы в этом процессе также участвовали IT-специалисты, знающие туристический бизнес изнутри. И в любом случае российскому турбизнесу должна быть предложена возможность выбора виртуального инструмента, только тогда новый механизм электронной коммерции легко войдет в рынок.
Где конкретика?
Полина Барабанова, юрист «Персона Грата»
Экспертный совет «ГЛ» единодушен: развитие виртуального документооборота необходимо. Но выявились технические и юридические проблемы в этой сфере.
Хотелось бы определенности по поводу статуса и функций электронной путевки. В чем ее предназначение? Станет она фискальным документом (БСО) или будет отражать учет выручки? Или предполагается использовать ее исключительно для статистических целей? А может быть, электронная путевка совместит в себе все перечисленные функции?
Что касается защиты прав потребителя, уже сейчас просматривается проблема. По нашей практике, основным побочным эффектом электронной коммерции становится последующее доказывание факта наличия договорных отношений. Это сложно, когда турфирма прекращает деятельность или ее представители не являются на судебные заседания, не подтверждают факт бронирования услуг. А ведь для получения страхового возмещения турист должен доказать, что сделка была. Деловая переписка по обычной электронной почте не позволяет достоверно установить лицо, стоящее за тем или иным адресом.
Кроме того, суды общей юрисдикции отличаются низкой технической оснащенностью. Бывает затруднительно даже просто продемонстрировать на заседании содержание той или иной интернет-страницы (в том числе электронного почтового ящика).
До внедрения электронной путевки надо прописать порядок ее использования, иначе возможно повторение путаницы, которая возникала когда-то с путевкой бумажной.
В монополию не играем
Евгений Соколов, заместитель генерального директора «Инфо-порт Система»
Авторы «Бизнес Почты» утверждают, что открыли Америку. Возможно, они действительно так думают. Но технологии интернет-продаж в туризме уже давно развиваются, и электронная путевка начнет применяться, как только уйдут в прошлое юридические препятствия. Главное, чтобы никто не мог монополизировать этот процесс, не получил бы право единолично на нем зарабатывать.
Основная законодательная задача – придать легитимность сделке по реализации турпродукта, совершенной в Интернете. Если это решится, то останется только встроить в действующие онлайн-системы туроператоров и дистрибутивных площадок модули, позволяющие посредникам и клиентам использовать электронно-цифровую подпись. А возможно, возникнут инструменты, позволяющие обходиться без нее – покупать туры точно так же, как мы сегодня приобретаем авиабилеты. Уверяю вас, все произойдет быстро и естественно, никаких проблем не возникнет. Туристический рынок технологически готов к смещению «точки сборки» в виртуальное пространство.
Но не надо создавать искусственную регулирующую надстройку, подменяющую государство и диктующую участникам рынка, что и как им делать. Для любого предпринимателя основным параметром принятия решения является эффективность инструмента и его доступность. Нужно использовать опыт западных стран, других отраслей российской экономики по созданию саморегулируемых организаций (СРО), обеспечивающих защиту интересов потребителей и свободу конкуренции, информационную открытость, в рамках которых можно реализовать оптимальное сочетание технологических и законодательных решений.
Просто мы будем первыми
Валерий Козлов, генеральный директор проекта «Международная Бизнес Почта»
Многих интересует, почему наш проект был представлен на таком высоком уровне. Говорят, его продвигает некая лохматая рука. Не отрицаю. Да, их даже несколько: президент РФ, премьер-министр, председатель Госдумы, глава Торгово-промышленной палаты. Они стремятся содействовать развитию бизнеса в России, и я тоже, потому что я – гражданин своей страны, русский и православный.
Наше общение с представителями туристической власти началось год назад, в Иркутске, на 6-м Байкальском экономическом форуме. Представители Ростуризма заявили тогда, что есть задача разработать и внедрить в отрасли механизм оформления электронной путевки. А мы сообщили: уже существует готовая технология – «Международная Бизнес Почта», позволяющая полностью автоматизировать процесс реализации турпродукта, обеспечив защиту персональных данных клиента, соблюдение всех требований отраслевого законодательства. За прошедший год проект был усовершенствован, в конце октября представлен в Торгово-промышленной палате, а в ноябре обсуждался на экспертном совете «ГЛ». На этой встрече и потом – в онлайн-журнале HotLine.travel – в мой адрес поступали многочисленные вопросы. Вот самые острые.
Станет ли «Международная Бизнес Почта» монополистом в своей сфере, безальтернативной системой? Отвечаю: ничто не мешает другим разработчикам предложить технологию оформления электронной путевки. Но для этого им предстоит проделать очень большой путь; например, чтобы предоставлять пользователям право электронно-цифровой подписи (ЭЦП), надо пройти многочисленные административные процедуры, и это лишь малая часть всего процесса. А сливки снимет тот, кто пришел первым. Так бывает всегда.
Еще вопрос: зачем все это делается? Для тотального учета финансовых потоков в отрасли? Для контроля над перемещениями граждан? И кстати, во сколько все это обойдется государству? Ни во сколько. Что касается налоговой темы: в стране есть система фискального учета, и мы не планируем ее подменять. Согласно законодательству, мы наравне со всеми обязаны будем предоставлять информацию по запросам правоохранительных органов. Но миссия наша никак с этим не связана, состоит она в следующем: дать бизнесу технологии для электронной коммерции в полном смысле этого слова, а также для оптимизации отношений с государством.
Далее. Нас спрашивают, где место электронной путевки в цепочке «потребитель – ТА – ТО». Очень упрощенно технология такая: клиент один раз приезжает к нам в офис, получает ЭЦП, создает специальный почтовый ящик в нашей системе. И потом из любой точки доступа бронирует туры на сайте любого туроператора, который тоже является пользователем «Бизнес Почты». Или на сайте турагента, если он, опять же, наш клиент. А все документы по туру получает на тот самый защищенный ящик.
Как мы охватим этой технологией всю страну? Со временем распространим филиальную сеть на все областные и районные центры. Не надо преуменьшать уровень развития технологий в стране. Она, между прочим, лидирует в Европе по частоте заходов в Интернет.
Кроме того, нас подозревают в намерении вывести из игры на рынке розничного продавца – турагента. Мол, туроператору с внедрением электронной путевки станет проще и выгоднее продавать продукт клиенту напрямую. На самом деле если это звено упразднится, то без нашего участия. Многие профессии стали редкими: кузнец, шорник, скорняк. Справедливо ли винить в этом тех, кто двигал вперед промышленные технологии?
Плюс «электрификация» всей страны
Евгений Писаревский, заместитель руководителя Ростуризма
Всестороннее внедрение IT – это уже не будущее, а настоящее. Работает электронное правительство, ведется электронный реестр туроператоров. Идея электронной турпутевки логично вписывается в общий курс государства на автоматизацию. Но неоднозначно воспринимается бизнес-сообществом, потому что в этой теме пока есть нерешенные вопросы.
Прежде всего необходимо менять сам статус документа под названием «туристская путевка». Сейчас отраслевое законодательство определяет ее как неотъемлемую часть договора между турфирмой и туристом, а фактически это заменитель кассового чека.
Если просто сделать такой чек электронным, то это никак не продвинет интернет-коммерцию в турбизнесе. Ведь потребитель, совершая сделку в виртуальном пространстве, заинтересован сразу после оплаты получить все документы по туру без необходимости последующего визита в офис туристической компании за бумажным договором.
Чтобы придать путевке правильный статус, упразднить «бумагу», нужны новыеизменения в Закон «Об основах туристской деятельности». Это долго. Хотя, возможно, нам удастся решить задачу на уровне подзаконных актов.
Кроме того, встает вопрос защиты персональных данных туриста. Сведения о местонахождении гражданина Российской Федерации не должны без его согласия предоставляться даже близким родственникам. Если информация обо всех наших гражданах, путешествующих за рубеж и внутри страны, будет аккумулироваться в единой базе данных, то отдельная задача – оградить ее от утечки в соответствии со всеми мировыми стандартами и, конечно, требованиями российского законодательства.
Когда эти и другие вопросы будут решены и электронная путевка войдет в практику, туристический бизнес станет финансово прозрачным, что особенно актуально в преддверии вступления России во Всемирную торговую организацию (ВТО). Кстати, не будем забывать, что на отечественном рынке уже действуют международные транснациональные концерны со своими финансовыми стандартами. И наша коммерческая среда должна быть совместима с мировой.
Еще один острый вопрос – не получит ли некая коммерческая организация монопольное право на внедрение технологий, связанных с электронной путевкой, и сбор данных о реализованных турах. Отвечу: задача государства и Ростуризма – обеспечить добросовестную конкуренцию между операторами автоматизированных электронных систем. Так что нет, монополии не будет. Не стоит также бояться какого-то давления со стороны государства при внедрении электронной путевки: по крайней мере на первых порах она точно не будет обязательной. Все произойдет без стресса.
Теперь об опасениях насчет вытеснения с рынка розничных турфирм по мере развития электронных продаж туроператоров. Перемены в бизнесе не остановить, и преимущества получат те производители туруслуг, чьи технологии формирования и реализации туров оптимальны для партнеров и клиентов, кто сможет предложить продукт, обладающий уникальными качествами. Ведь все типовое туристы будут сами бронировать в Интернете непосредственно у поставщиков услуг.
А функции турагентства станут заключаться в эксклюзивном консультировании туриста в рамках ассортимента поставщиков.
Кому это выгодно
Александр Галиновский, гендиректор «Мегатек-Сервис»
Мне кажется, что вопрос электронной путевки лежит не в технологической, а в законодательной плоскости. Ваучеры, билеты, другие документы, которые сейчас агентства и физические лица печатают с сайта туроператоров – это электронные документы? В какой момент распечатка с сайта, вернее ее электронный аналог, приобретает юридическую силу?
Когда все это будет прописано в отраслевом законодательстве, с технологической точки зрения никаких препятствий для реализации электронного документооборота не возникнет. Цепочка отношений «турист – турагент – туроператор» перейдет в электронную плоскость, и ни «Бизнес Почта», ни другие посредники для этого не понадобятся. Ведь для оформления электронного билета достаточно пассажира и авиакомпании, точно так же и электронная путевка не должна усложнять процесс реализации турпродукта.
Совершенно понятно, что вопрос электронно-цифровой подписи в той форме, в какой его ставят авторы проекта «Международная Бизнес Почта», нужен и выгоден прежде всего этой организации, а не туристическому рынку. Я получил ЭЦП в своем банке, и никакие третьи юридические лица мне не нужны. Более того, не факт, что электронно-цифровая подпись необходима при реализации турпродукта.
Сам факт оплаты клиентом тура через банк или платежную систему, на мой взгляд, может служить подтверждением легитимности сделки.
Обобщая сказанное: рынок сам идет в сторону электронного документооборота. Не надо его подгонять.
Долой рудименты
Илья Тугуев, адвокат
Давайте разберемся, что такое туристская путевка – обычная, бумажная. В законе сказано, что это неотъемлемая часть договора о реализации турпродукта. А я бы сказал так: это рудимент. Никакой ценной практической функции путевка не несет, поскольку дублирует условия договора.
Скажете, она является БСО и может заменить собой кассовый чек? Да, но турфирмам все равно удобнее пользоваться кассовыми аппаратами. Чтобы электронная путевка не превратилась в такое же бесполезное приложение, ее следует рассматривать как договор между туристом и турфирмой, подтверждать легитимность сделки, совершенной в том числе через Интернет, и заменять собой все остальные документы, которые сейчас выдаются туристу.
Это потребует новых изменений в Закон «Об основах туристской деятельности». Следует исключить положение об обязательной письменной форме договора. И надо прямо указать (по аналогии с авиабилетом), что путевка удостоверяет заключение договора между клиентом и турфирмой, а не является приложением к нему.
Вся коммерция переходит в виртуальное пространство, что бы ни говорили скептики. Они, кстати, подчеркивают: появление электронных авиабилетов спровоцировало всплеск злоупотреблений на транспортном рынке. Не стану это отрицать. Но и в бумажной форме ни договор, ни путевка не спасают от проблем.
А навязывать рынку устаревшие носители информации, ограничивать развитие технологий – это неправильно. И невозможно.