Директорские туры иногда оборачиваются головной болью для организаторов и участников
Головная боль возникает не только по причине возлияний, часто сопровождающих ознакомительные туры. Иногда чья-то оплошность приводит к взаимным обвинениям между участниками и организаторами. Став публичными, они выходят за рамки одного случая и обрастают потоками праведного гнева, льющимися от ТА к ТО и обратно.Весенний сезон рекламных туров был отмечен накладками. Например, директора турагентства забыли в номере. Это произошло в середине мая в Греции, на Пелопоннесе, в отеле Costa de Navarino. Одна из руководителей турагенств, участник форума, организованного компанией «Лабиринт», проснулась в день check out, когда все уже давно выехали в аэропорт и даже разместились в самолете. В итоге отставшей пришлось добираться до Москвы через Афины и Стамбул, потратив €700 и кучу нервов. Можно долго иронизировать по поводу «пить надо меньше», вспоминать веселые истории на тему корпоративных поездок, но все серьезно. «Мало ли что могло случиться, если человек не пришел к автобусу? А вдруг ему стало плохо! Между прочим, накануне алкоголь я не употребляла», – возмущается директор турагентства. В порыве гнева она заявила, что готова подать в суд на «Лабиринт». Мнения наблюдателей разделились кардинально, причем практически в равных пропорциях. В частности, это вылилось в бескомпромиссную дискуссию на профессиональном форуме портала TourDom.ru. Одна группа решительно осудила недисциплинированного директора ТА. С какой стати взрослого человека должны пихать в автобус? Может, он решил остаться свои дела порешать. Туроператор заказал билеты, обеспечил трансфером, о времени отъезда объявил. Или надо было сорвать вылет? Директору должно быть стыдно. Если о ней никто не вспомнил, значит, держалась особняком или вела себя как-то не в общей группе.
Другое крыло спорящих приводит контраргументы: обязанность организатора тура – выяснить причину отсутствия его участника, своих не бросают, если бы с человеком что-нибудь случилось, отвечать пришлось бы туроператору, и вообще пример показывает его отношение к своим партнерам. На что откликнулся директор по продажам «Лабиринта» Павел Демещенко, дескать, к партнерам – со всем вниманием, но участники тура вправе распоряжаться личным временем по своему усмотрению, особенно после окончания официальной части. И вообще для всех заказывался wake-up call, а опаздывающим на трансфер сотрудники «Лабиринта» звонили (сама фигурантка утверждает, что в компании объяснили случившееся желанием ее проучить, мол, будет знать наперед!). Опрошенные корреспондентом «ГЛ» наблюдатели сочли некорректным выступать в данном случае в роли третейских судей, однако обратили внимание на ряд нюансов, которые помогут избежать подобных накладок. Исполнительный директор «Корпорации ТБГ» Александр Иванов во избежание конфликтов еще на стадии формирования группы советует условно разделять ее участников на «сегменты»: кто с кем давно знаком, кого объединяют общие интересы и т. п. У каждой образовавшейся «группировки» обязательно должен быть свой надежный, можно – негласный, «куратор», отслеживающий ситуацию и способный на ходу решать мелкие проблемы. Гендиректор «Арт-Тур» Дмитрий Арутюнов обратил внимание на процесс рассмотрения заявок, поступающих от турагентств. «Отбор должен быть очень тщательным, по возможности – с учетом совместимости людей. Директорские туры мы проводим ежегодно, и пока серьезных сбоев не происходило», – считает он. Что касается желания директора турагентства судиться с «Лабиринтом», эксперты видят перспективы такого иска туманными. «Доказать, что оператор повел себя некорректно, практически невозможно, – считает гендиректор ЮА «Персона Грата» Георгий Мохов. – Билеты в Афины и Стамбул в данном случае не являются доказательством – необходимо установить причинно-следственную связь их приобретения с невозможностью улететь своим рейсом».
Директора турагентства забыли за границей. Прямо по Высоцкому: «Так ему, сукину сыну, пусть добирается сам». Обозленный директор, добравшись до родины, рассказал об этом всему свету. Случай, как и его обсуждение, показал слабость корпоративного «плеча» в туристическом сообществе.