В августовском номере журнала «Горячая линия. Туризм» запланирован материал на тему, которая не должна оставить равнодушными всех, кто занимается внутренним туризмом по России и ближнему зарубежью. Звучит она примерно так: когда появятся нормальные турпакеты по нашей стране?
Основные тезисы сформулировал генеральный директор национального туроператора «Алеан» Илья Уманский. Первый и основной: если игроки в ближайшее время не сумеют создать полноценный продукт (перевозка, размещение, наземка), этот вид деятельности обречен на вымирание. Существующая схема «продал место в гостинице – заработал» не имеет перспектив. Ценность такого бизнеса невелика. Во-первых, отельерам становится неинтересен посредник в виде ТО. С развитием интернет-технологий прямой клиент для объектов размещения гораздо удобнее. Яркий пример – Подмосковье, где за последние годы участие туроператоров в продажах почти свелось к нулю. В недалеком будущем такая участь ждет и высокотехнологичный Краснодарский край. Правда, в ближайшей перспективе тренд не распространится на курорты Украины (туристы побаиваются: какая-никакая, а все-таки заграница), а также Абхазии, где возможности интернет-бронирования отелей невысоки.
Другая, пожалуй, основная проблема – невозможность договориться с авиаперевозчиками о специальных «туристических» тарифах. Во взаимодействии с туроператорами по доставке туристов на курорты России и Ближнего зарубежья авиакомпании не заинтересованы. Им выгоднее реализовывать билеты в открытой продаже. Разовые акции (например, перевозка в Сочи по программе «Открытый Юг», осуществлявшаяся «Аэрофлотом» с марта по июль, носила скорее характер пиар-акции; для туроператоров выделялось очень ограниченное количество мест на рейсах). О емкостных программах договориться с перевозчиками невозможно.
Вывод напрашивается следующий. Как говорится, спасение утопающих (туроператоров по внутреннему туризму) – дело рук самих утопающих. Чтобы создать стратегический, а не разовый, турпродукт, необходимо заинтересовать в нем и отельеров, и перевозчиков (не только авиа-, но и железнодорожных, это вообще отдельная тема). Как один из способов – найти механизмы для наращивания турпотоков в межсезонье, когда партнеры испытывают недостаток в оборотных средствах. Разумеется, в обмен на преференции в летний период.
Насколько это реально? Может быть, есть другие способы сделать и перевозку, и наземку привлекательнее для туриста именно в пакетном варианте? Предлагаем обсудить тему в комментариях к этому анонсу. Самые интересные замечания, как всегда, будут использованы в планируемой статье.