Чем обернутся для туризма грядущие футбольные баталии?
В сентябре стартовал отборочный этап чемпионата Европы по футболу (ЧЕ) – 2012, апофеозом менее чем через два года станет его финальная стадия, которая будет проходить в Киеве, Донецке, Львове и Харькове с 8 июня по 1 июля. Выбор Украины как одной из стран-организаторов (вторая – Польша) – событие, безусловно, государственного масштаба. Однако подготовка к ЧЕ вскрыла ряд острых проблем – транспортных, гостиничных и других, напрямую связанных с туристическим бизнесом.
Окно в Европу заменят на ворота
Первая проблема, с которой столкнулись власти Украины после объявления страны местом проведения Евро-2012, – это состояние аэропортов. Главные международные ворота – киевский Борисполь – в начале сентября получили новый терминал F. Конечно, он ослабит нагрузку на существующий B, который давно «болеет» огромными очередями на регистрацию, толпами пассажиров в зале ожидания. Но, судя по заявленной мощности (900 пассажиров в час), терминал F с пассажиропотоком не справится, даже в тандеме с В, способным обслужить за час 1900 человек. Эксперты также обращают внимание на отсутствие технических средств для электронной обработки документов. Впрочем, такие системы внедряются. Власти заявляют, что к открытию Евро-2012 Борисполь будет иметь уже пять терминалов: три международных, один «внутренний» и еще один – для VIP-персон. Таким образом, общая пропускная способность Борисполя к началу 2012 года должна составить около 6000 пассажиров в час. Для сравнения: в 2007 году, накануне ЧЕ-2008 в Австрии и Швейцарии, аэропорт Вены Швехат был способен ежечасно «обрабатывать» 2200 пассажиров.
Киевский авиаузел включает также аэропорт Жуляны, который хотя и имеет статус международного (в прошлом году ВПП реконструировали, и Жуляны теперь в состоянии принимать B-737 и A-320), но не отвечает современным требованиям. Причем разговоров о его обновлении пока не слышно. Тем более странным для украинских экспертов выглядит строительство железнодорожной ветки, которая к открытию чемпионата через вокзал Киева свяжет оба аэропорта. Сергей Зубарев, замгендиректора «Ньюз Тревел», уверен, что проект имеет скорее имиджевый подтекст, экономическая целесообразность его сомнительна: «Существующая автотранспортная составляющая хорошо отлажена и способна обслужить прогнозируемые пассажиропотоки». Впрочем, как считает Виктор Марченко, гендиректор «Музенидис Трэвел», появление транспортной альтернативы хотя бы вразумит таксистов, которые «не станут драть по €50 за 35 км дороги».
Но есть еще одно очень распространенное в среде экспертов мнение: дескать, строительство «железки», кроме пиара, имеет целью освоение немалых бюджетных сумм. Примечательно, что собеседники корреспондента «ГЛ» высказывали эту крамолу на условиях строгой анонимности («Что вы, такие темы у нас не принято комментировать!»).
Пример коммерческого подхода к модернизации аэропортовой структуры демонстрирует Харьков. Здесь 28 августа заработал новый международный терминал – за счет предпринимателя Александра Ярославского (группа Development Consturction Holding) готовится к реконструкции ВПП. После окончания ЧЕ вложенные средства продолжат окупаться, уверены эксперты. Активные работы по реконструкции аэропортов ведутся также во Львове и Донецке. Можно не сомневаться, что к открытию Евро-2012 они будут завершены.
Бессонница гостиничного типа
Если плоды модернизации «взлетно-посадочного» хозяйства Украины турбизнес будет вкушать и по завершении футбольного дерби, то с гостиничной отраслью все сложнее. По данным интернет-ресурса Bizliga.net, на начало 2010 года в Киеве номерной фонд составлял 10 064 комнаты, из них 5* – 933, 4* – 1432 и 3* – 3885. В других источниках данные разнятся несильно. В любом случае очевидно, что на существующей площади всех гостей разместить нереально (кстати, в Польше ситуация значительно лучше). По словам Анатолия Пахли, главы Госслужбы туризма и курортов Украины, для удовлетворения ожидаемого спроса необходимо построить 366 отелей категории 3–5*, освоив 320 млрд гривен, причем за счет внебюджетных инвестиций.
Журналисты «Газеты по-киевски» ставят под сомнение экономическую целесообразность расширения номерного фонда под крупное, но все-таки разовое мероприятие. Перспективы использования построенного после завершения ЧЕ туманны. Пессимисты предрекают, что если в период чемпионата заполняемость отелей составит около 90%, то после его завершения упадет на грань рентабельности – до 50–55%. Оптимисты же отмечают: тот же Киев по объему номерного фонда далек от городов Западной Европы. На что пессимисты парируют: мол, там исторически турпотоки другие. Ну и так далее. И тем не менее аргументы позитивно мыслящих экспертов выглядят убедительно. Так, со слов вице-президента АЛТУ Елены Шаповаловой, гостиничный дефицит в Киеве, во-первых, огромен: даже иностранные туристы порой вынуждены селиться в частном секторе. Во-вторых, обеспечить всех гостей на период ЧЕ номерами в отелях все равно не удастся (по мнению экспертов, еженедельно столицу будут «оккупировать» порядка 500 тыс. гостей, а власти вообще говорят об 1 млн). «Гостиницы Киева будут заполняться и после чемпионата», – уверена г-жа Шаповалова.
Почему-то без внимания осталось предложение Госслужбы туризма и курортов, прозвучавшее три года назад, когда все только начиналось: построить в Киеве, Харькове и Донецке «чемпионатовские» деревни наподобие «олимпийской» в Москве образца 1980 года с последующей передачей в жилой фонд. Если богатые «экскурсионкой» Киев, Львов и частично Харьков, может, и освоят впоследствии номерной фонд, доставшийся от ЧЕ, то Донецк... Логично было бы отгрохать стадион и отельный комплекс где-нибудь возле черноморского курорта: и гости довольны, и окупаемость гарантирована. Специалисты возражают, мол, обновить уже имеющиеся футбольные площадки, тот же стадион в Донецке, построенный еще в 1958 году, все-таки целесообразнее. Что касается дальнейшей эксплуатации гостиниц столицы Донбасса, то они пойдут под бизнес-туризм, ведь именно здесь расположены штаб-квартиры угольных и сталелитейных холдингов. На вопрос, почему все-таки в Украине отказались от идеи «чемпионатских деревень», Елена Шаповалова ответила: «За время, прошедшее после объявления Украины хозяйкой ЧЕ, в стране дважды поменялась власть, постоянно происходили драки за бюджет. Поэтому «наполнить деньгами» перспективный проект не решился никто». Симптоматично, особенно ввиду очередных выборов в Верховную раду, которые пройдут в октябре.
На сеновал, потом – в забой
В деле размещения болельщиков предлагается также задействовать инфраструктуру зеленого туризма (он же сельский, он же агро-, он же экотуризм). В Украине, как сообщил глава правления Союза содействия развитию сельского зеленого туризма Владимир Васильев, уже действует около тысячи мини-отелей на базе сельских усадеб. «Из них мы планируем отобрать примерно 500, соответствующих европейским стандартам, и организуем «стоянки» по всему маршруту «зеленого коридора» от границ Украины до мест проведения футбольных матчей», – рассказал Владимир Васильев. Правда, пока непонятно, как будет осуществляться бронирование мест размещения. Во всем мире заказы делаются через Интернет, а оплата – банковской карточкой. Тем не менее, рассчитывая все-таки на возможную нехватку мест в городских отелях, эксперты надеются, что услуга будет пользоваться спросом у болельщиков среднего достатка.
Еще один элемент инкаминга в период ЧЕ – промышленный туризм в Донбасском регионе. Маршруты экскурсий в угольные шахты уже разрабатываются Госслужбой туризма и курортов Минкульта, о чем рассказал корреспонденту «ГЛ» пресс-секретарь ведомства Людвиг Медяный. Он также отметил, что идею почерпнули из опыта туристических организаций Рурского угольного бассейна в Германии, где якобы только шахту Цольферайн ежегодно посещают до миллиона любопытствующих. Впрочем, подготовить подземные маршруты до Евро-2012 весьма проблематично – с учетом требований безопасности, необходимости согласования во множестве инстанций. На это обратила внимание Ольга Кобец, замначальника управления культуры и туризма Донецкой обладминистрации.
Интерес к украинской провинции западным туристам уже прививается. Так, в августе впечатлениями с земляками поделился британский журналист Марк Ди Дука, который объехал регионы Украины и в целом остался доволен. Чуть съехидничав по поводу утверждения, что центром Европы является закарпатский райцентр Рахов (Рахiв), он обратил внимание на некоторые недостатки украинской инфраструктуры туризма. Прежде всего, это острая нехватка информационных туристических центров, без которых иностранные туристы как без рук (точнее без глаз). Также мистер Дука сетует на проблему языкового барьера.
Безусловно, все аспекты (даже туристические) подготовки к ЧЕ, а также грядущие его последствия в одной статье охватить невозможно: инфраструктура общепита, источники инвестирования в объекты и даже призывы изменить законодательство, чтобы выполнить все требования УЕФА, – это и многое другое остается за скобками. Но время еще есть, и «ГЛ» обязательно вернется к теме.
Поездов и переездов станет больше
На что еще обращают внимание туроператоры, так это на транспортную сеть, которая примет на себя огромные потоки туристов, вынужденных перемещаться от матча к матчу, пересекая границы и преодолевая немалые расстояния (Киев – Варшава – 770 км, Харьков – Львов – 1020 км, Донецк – Гданьск – 1850 км и т. д.). Пропускная способность переездов с Польшей явно недостаточна. Поэтому в дополнение к существующим шести пограничным автодорожным пунктам власти обещают к ЧЕ открыть еще четыре. Олег Пикерский, гендиректор компании «Артекс», заметил, что опыт проведения в ЮАР ЧМ-2010 показал, что тактика «все в последнюю минуту» себя оправдывает: туристы все равно поедут, футбольным властям тоже уже ничего не изменить. Андрей Полосенко, генеральный директор MIBS Group, также отмечает, что на сегодняшний момент нет оснований сомневаться в том, что к Евро-2012 транспортная сеть Украины будет отвечать требованиям УЕФА.