Никто не сомневался, что события вокруг «Капитал Тура» вызовут идеи по увеличению размеров фингарантий туроператоров. Причем в разы. Грядут и другие изменения. Впрочем, не факт, что все идеи и предложения обернутся поправками в туристическом законодательстве.
Сколько?
В конце февраля замглавы Ростуризма Евгений Писаревский обнародовал предложения ведомства по внесению поправок в Закон «Об основах турдеятельности». Предполагается, что для туроператоров с годовым оборотом до 500 млн рублей финансовое обеспечение должно составить 100 млн, от 500 млн до 1 млрд – 200 млн и свыше 1 млрд – тоже 200 млн плюс 5% за каждые 100 млн рублей «сверху». Если крупные «федеральные» туроператоры скрепя сердце могут согласиться и потянуть обслуживание таких страховых или банковских гарантий, то региональные и «нишевые» компании, у которых обороты недотягивают и до 100 млн годовых, в шоке. Однако эксперты, вхожие в коридоры власти, спешат их успокоить. Вице-президент РСТ Юрий Барзыкин, например, расценивает заявленные цифры как один из вариантов, который может быть предложен на рассмотрение депутатов, тем более что он не оформлен как законопроект. Более того, г-н Барзыкин сообщил, что к изменениям размеров фингарантий будет применен более дифференцированный принцип. Например, для ТО, работающих на въездном и внутреннем туризме, они, возможно, не будут повышены. Не исключено, что планку ответственности даже снизят.
Страховщики уже боятся
Как «успокоительное» можно расценивать и реальные сроки принятия поправок в закон. Евгений Писаревский дал понять, что к 1 июня, дате, когда большинство туроператоров должно перезаключить договоры со страховыми компаниями, законотворцы не управятся. Юрий Барзыкин считает, что изменения можно ожидать не раньше осени. Есть как минимум еще один момент, ставящий под сомнение реальность внедрения в систему финансовой ответственности туроператоров означенных цифр. Страховые компании могут просто не потянуть такие обязательства. Елена Скуратова, управляющий директор по комплексному страхованию в туризме «Ренессанс Страхование», выразила сомнение, что СК решатся брать на себя мультимиллионные риски. Ведь система их перестрахования практически неприменима к туризму. «Рынок относительно небольшой, страховые премии невелики, а заявленные размеры ответственности огромны. Перестрахование не поможет: возможность принимать такие риски не более чем у десятка компаний, то есть перестраховываться придется друг у друга. Бесполезно обращаться и к зарубежным партнерам, у которых действуют строгие ограничения по рискам. Мы же обязаны осуществлять выплаты по фингарантиям, даже если налицо умысел туроператора или из бухгалтерии пропал сейф с деньгами».
Обращение туроператоров к банковским гарантиям тоже нереально, они настолько дороже, что такие суммы вряд ли кто осилит.
Не до СРО
Не менее ожесточенные споры разворачиваются вокруг внедрения в отрасль саморегулируемых организаций (СРО). Апологеты идеи ссылаются, в частности, на пример из строительной области, где система действует. Скептики замечают, что показала себя она неэффективно, а чтобы узаконить СРО в туризме, необходимы изменения не только в отраслевом законе, но и в других федеральных нормативных актах. Кроме того, розничный рынок уверен: СРО нельзя насаждать «сверху», их должны создавать сами участники рынка и нанимать для управления юристов. Актуален и технический вопрос: кто будет наделен правом оформлять СРО? Если какие-то строго определенные юридические конторы, то с их стороны не исключены злоупотребления. Словом, вопрос оказался неподъемным для вынесения на рассмотрение в Думу, поэтому отложен на неопределенный срок.
Однако – редкий случай – альтернативу СРО предложили «низы» в лице независимых турагентств. Идею создания некоего профсоюза выдвинул Никита Ковалев, управляющий партнер агентства «Можайка.ру». Название «профсоюз» участниками рынка было воспринято в штыки (такая форма организации предусматривает защиту интересов рядовых работников). А вот на «гильдию» или другую форму «турколхоза», призванную дать бой неоправданным скидкам в рознице, комиссиям туроператоров отзывы были положительные. Во всяком случае, в ходе онлайн-эфира на www.TourDom.ru. Но удастся ли реализовать идею? Гендиректор ЮА «Персона Грата» Георгий Мохов, например, заметил, что к ним за правовой поддержкой ежегодно обращаются до пяти инициативных групп, желающих объединения ТА. Ни один проект не воплотился – либо силы ничтожны, чтобы заиметь вес на рынке, либо учредители умудряются перессориться на ранней стадии проекта.
Депозитам хода не дадут
Еще одним ключевым моментом в грядущих законодательных изменениях считается предложение рабочей группы при Минспорттуризме обязать ТА работать только «от имени и по поручению» ТО (см. «ГЛ» № 1–2, 2011). На сегодня судьба проекта все еще решается в коридорах министерства и, вполне возможно, предложения в Думу будут направлены до окончания весенней сессии. Андрей Гаврилов, замдиректора Департамента туристской деятельности Минспортуризма, сообщил, что ведомство готово отказаться от первоначальной идеи депозитов, которые ТА должны перечислять поставщикам турпродукта. Механизмы гарантий будут осуществляться или с привлечением страхования, или какими-то другими приемлемыми методами. «Система взаимодействия ТО и ТА должна быть увязана с налаживанием единой системы оформления и оборота турпутевок, в том числе путем введения «электронной путевки». ТО должны организовать учет движения своего турпродукта», – подчеркнул г-н Гаврилов.
А на основной вопрос, когда и в какой последовательности и в каком виде Госдума будет принимать поправки в Закон «Об основах турдеятельности», до сих пор неизвестно. Юрий Барзыкин уверен, что, скорее всего, поправки будут вноситься частями, по блокам вопросов. Если же принять во внимание, что в декабре 2011 года пройдут очередные выборы в Думу, то можно предположить, что и осенью депутатам будет не до туризма.
Если поднять стоимость ОСАГО в десять раз, пользоваться автомобилем станет бессмысленно. Чиновники почему-то уверены, что в отношении страхования ответственности у туроператоров такое прокатит.