Пожалуй, наибольшее количество вопросов в принятом Госдумой законопроекте поправок в Закон «Об основах туристской деятельности» является положение о создании «Объединения туроператоров в сфере выездного туризма». Членство в нем обязательно для компаний - представителей этого сегмента рынка. Что будет представлять из себя структура, пока неясно. В проекте прописано, что это некоммерческая организация, порядок создания и деятельности которой будет определяться нормативными актами, предусмотренными «в отношении ассоциаций (союзов) на основании решения правительства».
Будет ли это объединение образовано «с нуля» или на базе уже существующего юрлица, пока неизвестно. Как и то, каким образом будет реализовываться основная и единственная задача Объединения: экстренная помощь российским туристам за рубежом. Кем, как, а главное, в каких случаях будут приниматься «экстренные» решения о помощи? Цунами, вооруженные конфликты, незаселение в отели или непредоставление перевозки из-за неплатежеспособности туроператора? А, может быть, из-за его злого умысла? По каждой из таких ситуаций должен быть выработан регламент. Как сообщил председатель правовой комиссии РСТ Георгий Мохов, эти и другие вопросы будут рассматриваться на заседаниях правительственной комиссии под началом зампреда правительства Владислава Суркова, с легкой руки которой и была собственно внесена поправка об обязательном Объединении ТО. Время есть – год со дня вступления поправок в силу.
Пока ясно одно: экстренная помощь туристам будет черпаться из специального компенсационного фонда, в который туроператоры по выездному туризму должны вносить «малую толику». Конкретнее – 0,1% от годового оборота ТО (но не менее 100 тыс. руб.) «членских» плюс до 0,05% от той же величины на содержание аппарата. Если брать по минимуму, аппарат может съесть более 200 млн в год, а фонд единовременно разбухнуть до 470 млн. Причем законом оговаривается, что снижение основной ставки может произойти только через 3,5 года после вступления обновленного закона в силу. Если «экстренных» выплат за этот срок не произойдет, копилка раздуется до 5-6 млрд рублей. Кроме того, в третьем чтении утверждено, что деятельность фонда (в отличие от СРО) не облагается налогом. В такой денежной массе, по мнению первого вице-президента АТОР Владимира Канторовича, возможна масса злоупотреблений. Ну, например, туроператор в сговоре с отельером не оплачивает проживание туристов в расчете получить деньги из фонда. Почему бы нет?
Еще одна, точнее, две законодательные коллизии заключаются, по замечаниям экспертов, в неоправданно раздутых преференциях туристу, который, в случае проблем за границей, сможет получить помощь, оплаченную из фонда, что не помешает ему обратиться к страховщику за компенсациями по фингарантиям. Но, как говорится, и это еще не все. В формулировке, расшифровывающей понятие «Экстренная помощь», читаем: «Экстренная помощь – действия по организации эвакуации туриста из страны временного пребывания (в т. ч. оплата услуг по перевозке и (или) размещению), осуществляемые объединением туроператоров в сфере выездного туризма». А теперь освежаем в памяти законодательно закрепленное понятие «турист»: «Лицо, посещающее страну (место) временного пребывания… без занятия деятельностью, связанной с получением дохода от источников в стране (месте) временного пребывания, на период от 24 часов до 6 месяцев подряд или осуществляющее не менее одной ночевки в стране (месте) временного пребывания». И ни слова о том, что экстренная помощь, финансируемая туроператорами, касается только туристов, забронировавших у них тур. То есть любой «дикарь», слепивший поездку куда-нибудь в Гоа самостоятельно, даже без страховки, или внучок, гостящий у бабушки на Украине, случись чего, могут без проблем получить «экстренную помощь» из фонда?
Развеять опасения корреспондент HotLine.travel предложил вице-президенту РСТ Юрия Барзыкина, участвовавшего в обсуждении проекта. «Все перечисленные проблемы очень пристально рассматривались, - рассказал он. – Прежде всего, воспользоваться механизмом экстренной помощи сможет только тот турист, который приобрел турпакет у туроператора и только если попал в затруднительное положение в связи с его неплатежеспособностью. Более того, помощь не распространяется на тех, кто, скажем, купил в ТО только авиабилет. Эти и другие моменты будут впоследствии детализированы в Положении, утверждаемом правительством. Хотел бы также обратить внимание на то, что фонд не предусматривает оплату помощи при «форс-мажорах» - стихийных бедствиях, политических волнений в стране пребывания и т. п. Таким образом, ситуация в Таиланде и Египте, когда о вывозе граждан рапортовали власти, а расхлебывали туроператоры, не повторится: в таких случаях помощь туристам должна осуществляться на бюджетные средства. Что касается «двойной» компенсации туристам – из фонда, а затем от страховщика по фингарантиям, то в последнем случае он может рассчитывать только на выплату за недополученные услуги (не доотдохнул, не тем классом летел в самолете и т. д.».
Интересен также подход законотворцев к срокам предоставления экстренной помощи. Замминистра Минспорттуризма Надежда Назина предлагает сутки от получения сигнала до поступления средств. Однако оппоненты замечают, что за такой срок порой информация до Ростуризма не доходит. Предлагается «итальянский» вариант: 72 часа. Этого достаточно, чтобы получить из отелей и ТО подтверждение о проблемах и принять меры по их урегулированию. Расчет на то, что отельеры быстро привыкнут к гарантированному получению денег в любом случае. Ведь не выселяют же они европейских туристов – клиентов банкротящегося туроператора.