На туристическом рынке России очередной нездоровый прецедент: туроператор («Идеальный мир») предоставил в Ростуризм сведения о заключении договора гражданской ответственности со страховщиком («Росгосстрах»), по мнению последнего, вызывающие сомнение в подлинности.
«Этот туроператор не имеет такого полиса страхования ответственности, выданного "Росгосстрахом"», - заявил «Интерфаксу» первый зам. гендиректора СК Дмитрий Маркаров. Он также сообщил, что ими в прокуратуру Москвы направлено письмо с просьбой «разобраться с подлинностью заявленного Ростуризму полиса страхования ответственности за исполнение обязательств перед клиентами компании "Идеальный мир"».
Выходит, почти год в Едином госреестре туроператоров числилась компания, не имеющая права заниматься операторской деятельностью, и пострадавшим туристам (порядка 200 человек) выплат по липовым фингарантиям не видать?
«Не факт, что договор «липовый», - считает председатель правовой комиссии РСТ Георгий Мохов. – Возможно, в СК не был вовремя перечислен платеж по обслуживанию фингарантий. Такая ситуация с рассрочкой оплаты часто практикуется в регионах. Вывод: сведения должны подтверждаться страховщиком, и на момент подачи документов в Ростуризм страховая премия должна быть уплачена полностью. Ситуацию, когда ведомство не проконтролировало «легитимность» договора, можно исправить изменением в его внутреннем регламенте».
Согласен с юристом и представитель страхового бизнеса начальник управления по работе с туристическим сектором РОСНО Олег Некрасов. «Не знаю, был ли договор «Идеального мира» с Росгосстрахом поддельный. Что касается рассрочки платежа, то законодательно это возможно, но в отношении обслуживания фингарантий туроператоров мы такую практику не применяем. Оплата всегда производится до начала срока действия страховки», - сообщил эксперт.
Все громче раздаются обвинения в адрес Ростуризма, дескать, не проконтролировал, не досмотрел, не пресек. Прокомментировать их корреспондент HotLine.travel попросил начальника правового управления Федерального агентства по туризму Изо Арахамию. «Мы неоднократно выходили с просьбой изменить законодательные акты в части расширения полномочий ведомства, в том числе предоставить право исключать из реестра недобросовестных операторов, как тех, кто не смог исполнить обязательства перед туристами, так и предоставивших заведомо недостоверные сведения. А требовать от страховщиков подтверждения оплаты тарифов по фингарантиям мы не только не можем, но не имеем права. Как и они не обязаны нам ее предоставлять (в конце концов такие сведения могут посчитать коммерческой тайной). Но подавляющее большинство страховых компаний, работающих на туристическом рынке, в добровольном порядке информируют нас о «злостных неплательщиках». Росгосстрах к таким не относится», сказала г-жа Арахамия. По поводу подлинности договора с СК (оригинал имеется в ведомстве) она уверена, что заключение должно дать следствие в рамках возбужденного уголовного дела.
И все-таки, какая судьба уготована пострадавшим туристам, вернее, их деньгам? И Ростуризм, и Роспотребнадзор по телефонам организованных в пожарном порядке «горячих линий» отсылают людей в Росгосстрах, не исключая как вариант обращения в суд на «Идеальный мир». Страховую в случае чего советуют привлечь в качестве соответчика.