О праве банкрота вернуться в бизнес
Обладателем Гран-при премии за «IT-разработки в туризме – 2014», которая вручалась по итогам голосования 19 ноября на Workshop «БАНКО», стала компания «Инна тур» со своим проектом BookInna. Это известие вызвало большой негативный резонанс на профессиональном рынке, что видно из комментариев к новости о событии. Причем, судя по всему, возмущение вызвал не столько факт присуждения Гран-при компании, сколько личность руководителя проекта – Инны Бельтюковой (экс-главы обанкротившегося «Капитал тура»), стоящей за ним. Но обо всем по порядку.
В борьбе за статистику
В этом году результаты премии были фактически искажены самими же номинантами – в последние дни предварительного этапа между ними развернулась борьба за статистику голосования, зачастую с использованием методов накрутки. Организаторы пытались выстроить защиту, эффективную в обычных случаях, но «туристические гении информационных технологий» ее обошли. Две компании, которые в этом плане вне подозрения – Click Voyage и IATI. Поэтому расстановка мест в премии – очень условна. Организаторы Workshop, понимая ценность всех представленных IT-проектов, не хотели допустить, чтобы репутация номинантов пострадала в случае, если результаты вообще не будут засчитаны. К тому же за них голосовало много реальных посетителей, которые искренне желали удачи своим партнерам. Поэтому было принято решение о техническом подведении итогов без отступлений от первоначально заявленных правил (по ним онлайн-голоса суммируются с голосами гостей Workshop). Эта информация – для того, чтобы расставить все точки над «i» в вопросе – почему меcта в премии были распределены именно так.
Как будто и не было четырех лет
А вот возвращение в бизнес Инны Бельтюковой, которая, по сути, является идеологом проекта BookInna и председателем совета директоров туроператора «Инна тур», стоит рассмотреть отдельно. Один из характерных комментариев по этому поводу от пользователя BLIC:
«Многие из туризма не хотят даже слышать о том, куда приложила свою грязную руку Б. На новые проекты у нее деньги есть, а долги раздать пострадавшим ТА и туристам нет. А вы и дальше пиарьте тех, кто может безответственно вести бизнес и вводить коллег в заблуждение и убытки (назову это так)».
Помимо выражения крайне эмоционального возмущения некоторые посетители профессиональных порталов позволяют себе прямые оскорбления экс-главы «Капитал тура», а площадку, предоставившую ей возможность презентовать свой продукт, обвиняют в «протекционизме мошеннику». Напомним, что с момента остановки деятельности «Капитал тура» прошло 4 года, а процедура банкротства компании завершена.
Тех, у кого есть конструктивные аргументы, просим спокойно и взвешенно высказаться о том, где границы отраслевой морали в отношении бывших банкротов, принимая заодно во внимание следующие вопросы.
Если предприниматели, уже единожды не справившиеся с бизнесом, не имеют морального права заниматься туризмом, это касается всех или для кого-то можно сделать исключение? Например, для тех, кто формально на момент остановки компании числился, скажем, коммерческим директором, являясь при этом ключевой фигурой в фирме? Или если компания имела небольшие объемы бизнеса?
Каким может быть «срок давности» для экс-банкротов?
Экс-банкроты не могут заниматься только тем видом бизнеса, где потерпели фиаско, или же смежными областями тоже (например, гостиничный, авиационный бизнес, онлайн-продажи туров и т.п.)?
Какими должны быть масштабы краха компании, чтобы ее руководителей можно было подвергнуть анафеме?
Новые банкроты, если таковые будут в отрасли, окажутся лучше старых? Ведь на их проблемы помимо неправильно экономического расчета наложили отпечаток обстоятельства свыше – политика, экономика…
Редакция учтет высказанные здесь мнения для подготовки статьи, дополнив их мнениями руководителей туроператорских компаний.