Непрофильный инвестор рассчитывает на туристический доход
4 июля состоялась сделка по продаже туроператора «Инна Тур» группе компаний «Реинвест». Таким образом бывший владелец «Инны», холдинг «ВИП Сервис», избавился от актива, который, по утверждению его представителей, был прибыльным. Что же стоит за всем происходящим?
Это уже третья продажа «Инны Тур». Созданная почти 20 лет назад Инной и Игорем Бельтюковыми, в 2000 году компания перешла под контроль холдинга «Гута» (через три года Бельтюковы со скандалом были устранены от управления и создали «Капитал Тур»). «ВИП Сервис» владел туроператором последние семь лет. И вот новая продажа, новый хозяин. Гендиректор компании-продавца Дмитрий Горин на вопрос о причинах ответил дипломатично и уклончиво, сказав, что для них это «выгодная денежная сделка» (сумма не разглашается) и что в холдинге принято решение ограничить «туристический» сегмент онлайн-продажами авиа- и ж/д билетов, а также корпоративным туризмом. Попутно г-н Горин поразмышлял о тенденции к окончательному структурированию туристического рынка. Между строк читалась явная параллель с недавним решением концерна Kuoni отказаться от массового туроперейтинга в России, уведя его представителя, компанию «Мегаполюс турс», в нишу корпоратива, VIP-туризма и билетных продаж. С таким мнением отчасти согласен бывший президент «Мегаполюса» Эдуард Кузнецов: «У «ВИП Сервиса», пожалуй, сильнее мотивация отказаться от традиционных продаж, чем у Kuoni. По-моему, у «Инны» нет действительно мощных массовых направлений. Поэтому в условиях повального демпинга работать и выживать особенно сложно. Но «ВИП Сервис» имеет хорошие выходы на корпоративных заказчиков, поэтому продажей туроператора он оптимизирует расходы и стабилизирует прибыль». Что касается будущего «Инны Тур», Эдуард Кузнецов заметил, что одно дело уйти под профильного инвестора с огромным послужным списком, такого как Kuoni, и совсем другое – под бизнес-структуру, далекую от туризма. «Объяснение действиям «Реинвеста» может быть, например, такое: вывести актив на уровень абсолютной прибыли и перепродать», – предположил эксперт.Похоже, г-н Кузнецов не так далек от истины. На пресс-конференции, устроенной по случаю, новый гендиректор «Инна Тур» Алексей Алякин, возглавляющий в «Реинвесте» правление банка «АБ-Финанс», вольно или невольно обмолвился: холдинг рассчитывает на 5–7 лет управления «Инной» (к слову, спикер два раза перепутал туроператоров с турагентами и один раз спросил, что такое АТОР). Г-н Алякин объявил приоритетной задачей вхождение «Инны Тур» в пул крупнейших туроператоров России, а главным рычагом для достижения цели – инвестиции в размере $10 млн. Выбор туроператора он объяснил интересом к его клиентской базе. Названа цифра 5 млн человек, которым «Реинвест» готов предложить сопутствующие банковские услуги, в том числе в виде кредитования. По поводу рыночной стратегии «Инны Тур» гендиректор заверил, что в демпинговых войнах он принципиально принимать участия не будет. Правда, и маржинальность нового актива запланирована относительно скромная – 3%. Естественно, всех волнует вопрос, продолжится ли компенсационная программа для пострадавших от «Капитал Тура». Оказывается, да. Более того, помимо 100 тысяч уже реализованных дисконтных карт грядет вторая эмиссия в таком же объеме. Таким образом, идея Инны Бельтюковой подобным способом вернуть долги оказалась вполне жизнеспособной. Вообще выяснилось, что г-н Алякин испытывает особый пиетет к основательнице «Инны Тур». Настолько трогательный, что она будет приглашена в компанию. Должность уже придумана: независимый директор. Интересно, что бывший зам. Бельтюковой по «Капиталу» Татьяна Сергеева, с марта управлявшая «Инной», теперь зам. гендиректора. Таким образом, все возвращается на круги своя...
Утверждение, что в одну реку нельзя войти дважды, не выдерживает критики. Вот и Инна Бельтюкова приглашена в рожденную ею «Инну Тур», и сам туроператор снова продан… Причем и продавец, и покупатель изображают безмерное счастье от сделки. Может, лукавят?