Туротрасль претерпела очередной заметный сбой. Компания ITC попыталась уйти с рынка «красиво», но в итоге снова получился скандал. Почему?
Напомним предысторию событий. 4 апреля партнеры ITC получили письмо за подписью гендиректора и владельца ITC Алексея Парфененка, из которого узнали о ликвидации у туроператора отдела авиаперевозки. Далее владелец компании предложил коллегам перезаключить агентские договоры с компанией «ВИП сервис», которую назвал «стратегическим партнером».
Участники рынка предположили, что готовится сделка, но информация о слиянии тут же была опровергнута «ВИП сервисом»: там сообщили, что всего лишь трудоустроили некоторых сотрудников ITC. Глава последней компании в интервью «ГЛ» не смог четко ответить на вопрос, продолжит ли фирма туроператорскую деятельность, отметив только, что «работа компании перестраивается».
На следующий день стало известно о проблемах с размещением клиентов на Кубе и в Доминикане. И уже 6 апреля директор по туризму компании Елена Конкина рассказала «Интерфаксу», что собственник решил закрыть фирму. «А ведь у нас оплачены блоки на чартерных рейсах до 30 октября», – посетовала г-жа Конкина.
Чем интересна эта ситуация? Тем, что руководство компании, видимо, посчитав бесперспективным продолжение работы в формате туроператора-блочника, пыталось цивилизованно изменить его. Прецеденты на рынке есть: из числа успешно перестроившихся можно назвать «Мегаполюс Турс». Известны и примеры мирного сворачивания бизнеса: в 2008 году безболезненно с рынка ушел GTI Travel, самостоятельно выполнив все обязательства перед туристами. Туроператор «Део тревел», остановивший работу год назад, уступил офис «Квинте-тур», где, кстати, продолжили работу некоторые его сотрудники.
Что-то аналогичное пытались, видимо, сделать и ITC, но беда в том, что рассылка по партнерам, содержавшая ошибочную информацию, выявила неподготовленность этого шага. Что особенно критично в условиях, когда агентства чуть ли не на кофейной гуще гадают, кто из их туроператоров находится на грани банкротства. «Прежде чем информировать о чем-то рынок, мы много раз все просчитывали, а главное, имели необходимый финансовый ресурс для преобразований. Наверное, ITC надо было четко сформулировать конечную цель своих телодвижений – слияние с другим туроператором (хорошо бы еще, чтобы этот туроператор был в курсе подобных договоренностей) или изменение своего сегмента в туроперейтинге», – прокомментировал ситуацию экс-президент «Мегаполюс Турс» Эдуард Кузнецов. Но главная ошибка, по его мнению, даже не в этом. А в том, что экстренные меры в ITC стали предпринимать поздно, когда компанию уже накрывала волна финансовых трудностей.
С этим мнением согласна и Ирина Серганова, гендиректор «Квинты-тур»: «Во многих компаниях плохо поставлена организация финансового учета. Нередко об истинном положении дел в компании ее владельцы узнают слишком поздно, когда их просто ставят перед фактом, что нет средств для оплаты авиаперевозчикам или зарубежным партнерам, а в долг услуги уже не предоставляют».
Справедливости ради стоит отметить, что руководитель ITC Алексей Парфененок пытался минимизировать последствия краха своей фирмы. Вместе со страховой компанией ему удалось запустить схему оперативных выплат по фингарантиям. Кроме того, он договорился о перебронировании отелей с другими туроператорами. Но все равно потерпел фиаско – не справился с ситуацией обрушившегося на фирму негатива и «ушел на дно». «Что мы имеем в остатке? В ITC хотели как лучше, а получилось как всегда. И крайние – снова туристы. Денег наворовали, сорвали кучу свадеб, сорвали людям отдых», – такой комментарий оставил на сайте HotLine.travel один из пользователей.
Вывод напрашивается такой. Выйти с рынка становится сложнее, чем войти на него. И каждая новая экстренная остановка туроператора наносит удар по его партнерам и имиджу отрасли.