Туротрасль претерпела очередной крупный сбой. Антигероем апреля стал ITC. Его глава Алексей Парфененок попытался уйти с рынка «красиво», но в итоге снова получился триллер и скандал. Почему? В «ГЛ» №4, который готовится сейчас к сдаче в типографию, запланирована статья на эту тему. Мы приглашаем высказаться и поделиться экспертными мнениями.
Когда вся отрасль пребывает в стрессовом состоянии, любой «сигнал» от участника рынка, воспринимается как негатив. Для ITC роковую роль сыграла его же собственная рассылка по партнерам. В письме за авторством гендиректора ITC Алексея Парфененка сообщалось о ликвидации билетного отдела.
Само по себе информирование партнеров о структурных изменениях и оптимизации издержек – отличный маркетинговый инструмент. К слову, в первом номере 2012 года журнала «Горячая линия. Туризм» мы опубликовали Памятку для компаний, находящих на грани банкротства. И там отмечалась важность своевременных мер по снижению издержкек, даже таким жестким методом, как сокращение персонала.
В этом плане руководство ITC все сделало правильно, за исключением того, что не учло последствия рассылки. Руководитель компании оказался не готов ответить на элементарный и совершенно логичный вопрос, который возник у партнеров, а потом и журналистов: будет ли продолжать туроператорскую деятельность?
И самое главное – допустила сбой с размещением клиентов на Кубе и в Доминикане. Пока сложно сказать, как так получилось – возможно, просто не дошли деньги, возможно, накопился долг. Так или иначе, информация о сбое мгновенно просочилась в СМИ и дальше уже стало не важно, сколько человек столкнулось с проблемами. После «Капитала» и «Ланты» стоит ли удивляться, что новость о проблемах очередного туроператора мгновенно выросла до размеров федеральной?
Как мог бы поступить в этой ситуации руководитель ITC? Полагаем, что для сохранения реноме можно было бы пожертвовать собственными деньгами. По крайней мере, на этой стадии пожар можно было бы быстро потушить. Кстати, отрасль знает немало примеров достойного ухода с рынка без сканадала и привлечения страховщиков. Так, в 2008 году прекратил свою деятельность турецкий холдинг GTI – при этом все свои обязательства по проданным турам он выполнил сам. Еще один пример - «DEO-Travel».
Были и случаи цивилизованного урезания масштабов бизнеса. Самый яркий пример - «Мегаполюс Турс», который перешел от массового туризма в сегмент FIT .
Но Алексей Аркадьевич выбрал иной путь. Кстати, совершенно законный. Он переложил свои трудности на плечи туристов и страховщиков. Тем более, что фингарантии ITC в размере 30 млн рублей хватает, чтобы рассчитаться с людьми.
Что мы имеем в остатке? В ITC хотели как лучше, а получилось – как всегда. И крайние – снова туристы.