Аудитор Мария Булатова поделилась методикой
Вопрос уверенности турагентов в своих поставщиках обострился как никогда. Аудитор Мария Булатова прислала в редакцию статью на 13 страниц о том, как имея только официальную, общедоступную информацию из бухгалтерских документов, оценить надежность компании-туроператора. Мы выделили ключевые признаки, на которые предлагается обратить внимание.
Что и где взять
Вам потребуется бухгалтерская отчетность, состоящая из: бухгалтерского баланса («форма 1»), отчета о прибылях и убытках («форма 2»), приложения в табличной форме с расшифровкой отдельных статей баланса и пояснительной записки. В случае с ОАО (хотя их в туризме мало) эта отчетность публикуется на интернет-сайтах компаний. В случае же с ООО, вы можете запросить выписку из ЕГРЮЛ, и посмотреть информацию там. Кроме того, существуют интернет-сервисы, помогающие получить бухотчетность за небольшие деньги: например, системы «Налоговая справка» и «База данных Контрагент».
Если же туроператорская компания подлежит обязательному аудиту, контрагент имеет право запросить у нее аудиторское заключение.
Полнота отчетности
В случае, когда речь идет о крупном туроператоре, сдача «некомплектной» годовой отчетности, состоящей только из баланса и отчета о прибылях и убытках, должна вас насторожить. Негативным сигналом служит также чрезмерная краткость пояснительной записки. С одной стороны, она может говорить не более чем о низкой квалификации бухгалтера, но с другой, не исключено и сокрытие некоторой информации, способной встревожить контрагента или налоговые органы. К слову, на подозрения наводит и умалчивание об аффилированности туроператора, известной вам из других источников – оно может говорить о непрозрачности бизнеса.
Плюс и минус
Изучите отчет о прибылях и убытках. В нем о финансовом положении туроператора заставит призадуматься наличие убытков из года в год. Ни о чем хорошем не говорит и прирост ежегодной прибыли примерно на одну и ту же сумму независимо от объема выручки – такие цифры могут быть просто «нарисованы». И, разумеется, если заемные средства превышают накопленную величину собственных средств компании, возникает вопрос, на какие деньги она существует.
Долги
Долгосрочные дебиторские активы не помогут при наличии краткосрочных обязательств по кредитам: первые могут выплачиваться в течение года и более, не спасая от срочных погашений займов. Еще один плохой признак – использование краткосрочных кредитов и займов, а также оборотных средств, на финансирование долгосрочных проектов – плохой признак. Разумеется, большие долги перед бюджетом и внебюджетными фондами, а также задолженность по зарплате – очень серьезный сигнал.
Состав активов компании
Здесь насторожить может следующее: большой долг покупателей и заказчиков перед туроператором, большой остаток по строке «Расчеты с подотчетными лицами», а также выдача займов сотрудникам за счет оборотных средств.
Аудиторское заключение
– Отрицательные чистые активы в «части, привлекающей внимание» (так называется пункт документа) говорят о том, что организация не имеет собственного капитала и работает на заемные средства. Отсутствие в «модифицированном» аудиторском заключении (один из варинтов такого документа) причины модификации может намекать на непрозрачность бухгалтерии. Как и отсутствие заключения в случаях, когда для компании аудит является обязательным.
Имейте в виду
Критерии по изучению отчетности, которые привела Мария Булатова, важны. Однако эксперты советуют не торопиться с выводами. С учетом работы многих туроператоров «всерую», правильно интерпретировать бухгалтерские данные весьма непросто. К тому же, далеко не в каждом турагентстве есть бухгалтеры, квалификация которых позволяет провести такой анализ. Кроме того, многие отечественные туроператоры состоят из нескольких юрлиц, часть которых находится за рубежом. Судить о финансовом положении такого холдинга только по туроператорской части – неправильно и нелогично.
Заинтересовались? Полную версию статьи Марии Булатовой читайте здесь.