Каким станет туризм уже завтра? Отраслевые монстры подомнут под себя мелких грызунов, те начнут сбиваться в стайки, но это не спасет их от вымирания? Невостребованные чартерные цепочки — боевые отряды демпинга — разорят ничего не подозревающие направления? Ценовой пожар разгорится с новой силой? Что это: воспаленное воображение или правда жизни — реалии переходного периода от серого к белому, финансово гарантированному туризму?
Из года в год этот вопрос повисает в воздухе, заполняя собой свободное пространство выставочных залов. Люди любят крупные мероприятия, когда в павильонах характерный гул толпы, много лиц, движения, а интерес масс к теме туризма не иссякает. Тогда вопрос о будущем как бы сам собой решается в сторону позитива. Наверно, это форма самообмана — скопление представителей одной отрасли дает ощущение братства, закономерности происходящих событий, а значит, и уверенности, что все идет своим чередом. В действительности все может быть совсем иначе.
В этом году московские выставки были окрашены новыми сильными эмоциями. Они — своеобразный раздел, граница между прошлым, которое так и не сумели отстоять, и спущенным сверху будущим — тревожным
Услышано: Все туроператоры разделились на несколько кланов. Первый образуют те, кто сгруппировался вокруг административного ресурса. Такое впечатление, что они сами стали властью, чиновниками. Потрясающие и, кажется, необратимые изменения. Как они
И тоже услышано от туроператора: Мы вообще никуда никогда не примыкали. Но сейчас есть реальный шанс повлиять на законодательные процессы в туризме, так что мы на той стороне
Мнение туроператора: Мы MITT порвем как грелку. Сейчас все увидели: «Интурмаркет» поднялся, экспонентов в два раза больше, чем в прошлом году, народ приехал. Еще
Другое мнение туроператора: Не знаю, я счастлив, что уже второй год уклоняюсь от повинности участия в обеих выставках, по велению души и сердца выставляюсь на MITT. Специально приезжаю на «Интурмаркет» насладиться правильностью выбранного решения. Выставка маленькая, группка операторов поддержки разместилась в центре, построила стенды. И что? Сами с собой разговаривают и туристам раздают каталоги. В окружении — масса региональных экспозиций, на которых явно отрабатывается бюджет, полное равнодушие. Единственное, что впечатлило, — стенд Чукотки.
Еще: А я вообще не вижу больше смысла в московских выставках. Меня устраивают workshop. Например, австрийский. Там сделано так: записываешься на встречу к каждому, кто тебя интересует. Обходишь всех, к кому записался, а потом тебе дают временный стенд, и все остальные, кто сам хотел с тобой поговорить, подходят к тебе. Очень удобно и дешево.
А вот еще мнение и вопрос: Всем нам один путь — в прачечную! Сегодня слышала, что неизбежен переход на белую бухгалтерию.
В новой версии бланка Тур 1 нужно будет указывать название туроператорской фирмы, чей пакет реализует агентство. Наверняка
Неужели и с Турцией все не слава богу? Там очень даже непонятная ситуация. GoTur уже ушел с рынка. Может
Турция под прицелом европейского спроса: Говорил на MITT с турецкими хотельерами. Они все только что с ITB. Сказали, что очень много заявок поступило от немцев. Конечно, не так, как в
И
Переживания за Италию: Не слишком оптимистичные у нас прогнозы по поводу Италии. Все сейчас в ужасе, сколько чартеров туда собираются ставить. Только на Тревизо — четыре самолета. Трех было бы достаточно. Та же история с Сицилией и Римини. К нам подошли на MITT наши итальянские партнеры и сказали, что они в шоке. Отелей, в конце концов, не хватит. Все очень боятся демпинга. Слишком много рейсов заявили PAC и «Натали». Единственное, на что мы надеемся: заявлять — не значит ставить.
Неужели даже мафия не поможет? Мы посчитали, что на Сицилию заявлено восемь рейсов в неделю. Чем те, кто взял много, будут заполнять весь сезон, непонятно. Да, остров большой, но число экономичных гостиниц ограниченно. Отельный фонд здесь очень дорогой, здания старые, добротные, а массовых туристических вилладжей — раз, два и обчелся. Сицилия — красивая зона для отдыха, но не лучше, чем
Визовые опасения француза: Я боюсь за ситуацию с французскими визами. Увеличение срока оформления виз до 14 дней уже привело к тому, что поток туристов к нам снизился на 20%. Но 22 марта я был в посольстве. Там шел разговор о том, что с июня визы будут делать за 3–4 дня. Пока это лишь проект. Но если меры не будут приняты, сезон может оказаться провальным.
Тревога англичанина: У нас одна головная боль по поводу предстоящего сезона. С июня стартует ваш закон о фингарантиях. Это означает, что сократится количество мелких и средних операторов. А ведь мы,
У греков есть повод беспокоиться: Очень волнует меня и других хотельеров выход турецких компаний из России в Грецию. Я имею в виду «Анекс» и «Пегас». Теоретически следующим будет TEZ TOUR. Они ведь могут устроить такой демпинг на нашем направлении! Все, что мы можем, — это поговорить со своими давними российскими партнерами, чтобы они поскорее выкупали блоки в отелях, пусть даже и у наших конкурентов, чтобы мест не осталось.
И еще немного стресса: В этом году все хотят на Крит. Спрос на него действительно растет, востребованный курорт. И вообще этот летний сезон, видимо, пройдет под флагом Греции. Но невозможно же ставить туда беспредельное количество рейсов! Старые игроки остаются. Это «Южный Крест», «Вояж Плюс», «Инна Тур», «Пантеон», «Ориент» и другие. Уже много лет летают. Но ведь теперь на рынке появятся «Анекс» и «Пегас». Не знаю, как они со своим турецким менеджментом будут там работать.
Мрачные размышления на тему очередного витка конкуренции в Греции: Вроде как турки с греками воевали исторически, теперь они снова столкнутся друг с другом, а мы повоюем и с теми, и с другими. Обидно, что в Греции есть
принимающие компании, которые быстро продаются за деньги новым игрокам, тем самым предают и не поддерживают своих проверенных партнеров. Ничего с этим не сделаешь. Посмотрим, кто лучше, кто хуже.
Услышано от греков: А больше всего меня тревожит тот факт, что очень мало чартеров в Салоники из регионов России. Из Питера, например, пока запланирован только один рейс в неделю. Нас интересуют Екатеринбург, Самара. Вот такой парадокс: из Москвы избыток, а из регионов — ничего.
Пассаж, достойный упоминания в списке фобий сезона: Чартер на Санторини — это из дилеммы о том, можно ли сесть голым задом на ежа. Можно, если ежа побрить и сделать более привлекательным, или если партия прикажет, или сесть, пока на него не плюхнется
Пара вздохов о перевозке: Мне жаль
Вздох о задержках: Раньше задержка рейса на 6 часов никого особо не удивляла. Мол, что вы хотите, чартер,
не нравится — летите регуляркой. А теперь скандалы возникают уже
И в заключение — спасительная порция оптимизма:
Сознание и ТА, и ТО растет. Слава богу, все больше агентств понимает, что операторы к задержкам рейсов непричастны — не они их инициировали. А операторы в ответ уже не говорят, что их хата с краю, а стараются решить проблему в интересах клиентов и агентств.
Пока сезон не начался и никто еще не демпинговал. Это хорошо. А когда пойдут программы, посмотрим, что делать. Мы и не такое видели.
Не думаю, что министерство в этом году будет делать резкие шаги по чистке рынка. Это нереально, они сами в уязвимом положении, несмотря на связи и влияние. Их тоже проверяют, и скандалы им не нужны.
Не понимаю тех, кто впадает в панику.