Не совсем стандартная ситуация вырисовывается с выплатами пострадавшим туристам «Международного клуба путешествий» (ITC) по договору страхования гражданской ответственности туроператора (фингарантиям). Дело в том, что договора два: первый, действующий до 31 мая, заключен с СК «Мегарусс-Д», второй, подписанный с «Гута-страхование», вступает в силу 1 июня. С проблемными турами до конца мая все понятно: выплаты в рамках действующего договора произведет «Мегарусс». Как утверждают его представители, никаких сложностей при этом возникнуть не должно. А вот могут ли туристы, чьи поездки должны были состояться после 1 июня, рассчитывать на компенсации в рамках договора ITC с этим страховщиком, то есть в апреле – мае?
Казалось бы ответ очевиден: нет, не могут. К такому выводу приходит большинство опрошенных корреспондентами HotLine.travel экспертов. «Страховым случаем по договору страхования ответственности туроператора признается факт неисполнения туроператором обязательств по заключенному с туристом договору о реализации туристского продукта, - пояснила Галина Гуляева, председатель комитета по вопросам страхования в сфере туризма Всероссийского союза страховщиков. - По такому договору-путевке обязательства начинаются с даты начала тура, поэтому и датой наступления страхового случая, а, соответственно, обязанность страховщика выплатить страховое возмещение, будет считаться дата вылета. Туристы, у которых поездка должна начаться до 31 мая, могут обращаться в "Мегарусс-Д", а те у которых позже, – в "Гута-страхование"». Согласен с г-жой Гуляевой и Федор Коробков, исполнительный директор «Клуба защиты прав туриста»: «Обращаться нужно в ту компанию, чья страховка действовала на тот момент, когда произошел страховой случай. А таковым является неисполнение обязательств по договору, которое возникнет только в тот момент, когда туристы должны будут уезжать. Объявление о невозможности исполнить обязательства не является страховым случаем».
Однако есть и прямо противоположные мнения. Один из юристов, пожелавший остаться не названным, утверждает, что страховые компании, кроме законодательства, руководствуются в своей деятельности еще и внутренними правилами, которые утверждаются в ВСС. Поэтому в каждом случае нужно смотреть, как составлен договор. «Считаю, что обязательства страховщика наступают по факту оплаты тура, то есть если он оплачен до 31 мая, то бремя выплат ложится на «Мегарусс-Д». Если бы я составляла типовой договор для ITC, то указала бы, что страховым правопреемником "Мегарусса" является "Гута-страхование"», - считает эксперт. Как ни странно, схожего мнения придерживаются и в самой СК «Мегарусс-Д». Как объяснила Елена Татаринова, начальник управления личного страхования компании, все зависит от того, как составлен договор с туристом. По ее словам, «если тур оплачен, и в договоре указан страховщик «Мегарусс-Д», то и бремя выплат ложится на нас». В случае возникновения вопросов, связанных со страхованием, г-жа Татаринова советует клиентам ITC обращаться в Ростуризм.
Начальник правового управления Ростуризма Изо Арахамия согласилась с тем, что налицо некоторая правовая коллизия. «Если «Мегарусс» согласится выплачивать по турам, которые не состоятся после 31 мая, никто им не запретит. Нюанс в том, что во многих договорах ITC с туристами с вылетами на поздние даты фигурирует «Мегарусс-Д», что является недостоверной информации в существенной части договора. Поэтому суд вполне может признать такой договор недействительным. Руководству туроператора следует дать соответствующие разъяснения на своем сайте. Или выдавать туристам документ с разъяснением, что в договоре ненамеренно была искажена информация о страховщике».