В битву за направление вступают новые туроператоры и авиаперевозчики
Какое-то безумие царит на кипрском рынке. Несколько новых туроператоров, многократный рост объёмов перевозки. При этом весь номерной фонд направления давно поделён, и новых отелей на острове точно не появится. Как будут действовать дебютанты – попытаются «откусить» квоты у действующих российских игроков? Или, может, у западноевропейских?
И сколь низко упадут цены на направлении в результате возможного профицита авиаперевозки?
Трое новеньких
Начнем с кипрских новобранцев. Летом-2016 на направление выйдут: «Корал Тревел», «Анекс Тур», «Музенидис Трэвел». У всех на сайтах уже открыты продажи.
От первых двух туроператоров наблюдатели традиционно ждут максимально резкого входа в рынок, тем более что они принадлежат к числу тех игроков, кому в ситуации закрытой Турции и неясных перспектив по Египту сейчас остро нужна обратка и загрузка для собственных самолётов. Сами они, однако, свои планы по объёмам турпотоков на Кипр пока никак не комментируют. Есть только данные «конкурентной разведки» по «Анекс Тур»: как ожидается, он поднимет пять еженедельных рейсов из Москвы в Ларнаку и столько же на Пафос.
Что касается «Музенидис Трэвел», руководство этой компании демонстрирует довольно осторожный подход к освоению нового рынка. «Захватнических амбиций у нас нет. Мы точно не ставим перед собой задачу пробежаться по острову подобно саранче и настричь в первый же сезон купонов, – говорит гендиректор «Музенидиса» Александр Цандекиди. – Но обоснуемся на Кипре серьёзно – уже открыли собственный принимающий офис».
Так или иначе, свою лепту в увеличении совокупного предложения на этом рынке «Музенидис Трэвел», конечно, внесёт.
Показательно, что дополнительные объёмы воздуха на направление «нагнетают» и регулярные перевозчики, которые делают ставку как на прямые продажи, так и на блочников из туроператорской среды. В частности, растущие амбиции демонстрируют «Уральские авиалинии». «Будем летать в Ларнаку два раза в день из Москвы, в прошлом году открыли это направление, выполняли два еженедельных рейса, – рассказывает Марианна Галагура, начальник службы продаж международных перевозок авиакомпании. – В апреле начинаем полёты в тот же пункт из Петербурга, планируем организовать четыре регулярных рейса в неделю. Программы из Екатеринбурга и Краснодара увеличиваем на 30 %».
Мотивы уральцев, в общем-то, ясны. «Турция и Египет закрыты, – констатирует г-жа Галагура. – Часть клиентуры перераспределится в пользу Кипра, Греции, Испании, Болгарии. Причём Кипр в этом ряду занимает для россиян особое положение в силу довольно простой визовой процедуры».
Теми же соображениями в совокупности с суровой необходимостью задействовать где-то свои производственные мощности руководствуются и туроператоры. В результате по состоянию на начало февраля общий рост плановых объёмов по Кипру выглядит гротескно. В Москве его эксперты даже затрудняются оценить, а вот по Санкт-Петербургу – рынку более компактному – называют цифры: летом из Северной столицы в Ларнаку будут выполняться порядка 25 рейсов в неделю вместо прошлогодних девяти...
«Библио» рассылает списки
Между тем опытные игроки направления не демонстрируют особой эйфории насчёт потенциального спроса. «В сложившейся ситуации надо стремиться не к форсированию продаж, а, скорее, к сохранению прошлогодних показателей. Максимальный рост в этом сезоне – 5%», – говорит Дмитрий Филатовский, директор по развитию ICS Travel Group.
В компании «Библио Глобус», которая лидирует по турпотокам с большим отрывом от конкурентов, дали понять, что рост возможен ровно в тех пределах, насколько это будет адекватно рынку. Ажиотажного спроса ждать не стоит. Во-первых, потому, что Кипр – весьма сомнительная альтернатива Турции и Египту, дешёвым он никогда не был. А во-вторых, и это, пожалуй, главное, гостиничная база на острове весьма ограничена и давно распределена между традиционными игроками.
Кстати, дефицит номерного фонда – главная причина, почему столь осторожно входит на рынок «Музенидис Трэвел». «Мы столкнулись с этим явлением, потому и начинаем с весьма умеренных объёмов, – признаёт Александр Цандекиди. – Заявить миллион рейсов – много ума не надо, но обеспечить их наземкой удастся только в том случае, если отельеры начнут сокращать квоты своих английских и немецких партнёров, чтобы увеличить долю российских. А они этого делать точно не будут, мы с вами понимаем».
Надо, кстати, учитывать, что «Музенидис» – греческий туроператор, близкий киприотам по менталитету, к нему особое отношение, и это несколько упрощает дело. У «Корал Тревел» и «Анекс Тур» – другая ситуация. И есть ещё такой фактор, как влияние «Библио Глобуса», чьи позиции в гостиницах Кипра столь сильны, что он, по неофициальным данным, направляет управляющим популярных гостиниц списки туроператоров, с которыми «нежелательно работать». Конечно, это всего лишь инсайдерская информация, не подтверждённая самой компанией. Но наблюдатели отмечают, что было бы странно, если бы для защиты своего исконного рынка «Библио» не применил тех же методов, которыми ему создавали препоны в Египте и особенно в Турции.
Другие туроператоры также отмечают, что вопрос размещения на Кипре – ключевой. «Не думаем, что новые игроки найдут достойный продукт, особенно в Айя-Напе. А без неё нет Кипра», - считает Иван Лавров руководитель TEZ TOUR Кипр. По его словам, компания в этом году планирует расширить ассортимент и, в частности, на этом курорте.
Итак, острая конкурентная интрига завязывается на направлении. Будем следить за развитием событий. И предлагаем вам принять участие в опросе на HotLine.travel.