Эксперты – о перспективах дефицита номеров и овербукинга летом-2016
Большой резонанс в российской туристической среде вызвало заявление гендиректора TUI AG Фридриха Жоссена о том, что в наступающем сезоне европейские пляжные отели будут переполнены и управляющие, предвидя шквальный спрос, уже повышают цены. Причина – переориентация европейских турпотоков, вызванная растущей террористической угрозой в Турции и других мусульманских странах.
Означает ли это, что россиянам неизбежно грозит дефицит номерного фонда и овербукинг на курортах Европы? Обсудим тему с экспертами по Греции.
Фактор Турции № 1
Российские и греческие аналитики признают, что дефицит гостиничной базы на направлении летом-2016 вполне вероятен. Но реализуется ли такой сценарий – зависит от целого ряда факторов.
Один из главных вопросов состоит в том, как будет развиваться внутриполитическая ситуации в Турции. Если властям страны удастся предотвратить новые теракты, подобные январскому взрыву в Стамбуле, то ближе к лету туристы из Германии, Великобритании, Франции, возможно, вновь потянутся на турецкие пляжи, привлечённые супервыгодными ценами. В результате снизится вероятность ажиотажного спроса на отдых в Греции.
А турецкие отельеры, конечно, готовы побороться за клиентуру из Европы, они это уже продемонстрировали. «В конце ноября, когда Турцию закрыли для российских туристов, управляющие гостиниц вдвое снизили цены для западных поставщиков клиентуры. И те заметно ослабили свою активность по контрактингу в Греции, – рассказывает Анатолий Гаркушин, гендиректор компании «Пантеон». – В результате греки вновь повернулись лицом к российским партнёрам, проявили готовность к уступкам. А до этого явно давали понять: «У вас кризис, мы на вас не надеемся, всё по максимуму отдадим европейцам».
Сейчас маятник снова качнулся в обратную сторону. Но... до сезона ещё есть время. Конечно, европейские туристы в целом более памятливы и менее стрессоустойчивы, чем россияне. Однако и среди них найдётся немало таких, на кого могут подействовать яркие SPO турецких отельеров. При условии, что общий градус террористической напряжённости в этой стране начнёт снижаться.
Турецкие факторы № 2 и 3
Следующий вопрос: каков будет спрос на Грецию в России?
А это опять же во многом зависит от ситуации на турецком фронте.
Руководители турфирм прогнозируют, что если страна останется закрытой для россиян, то наш турпоток в Грецию увеличится, несмотря даже на волатильность рубля, тотальное снижение покупательной способности потребителей и внедрение шенгенской дактилоскопии.
«В прошлом году Россия отправила в Грецию порядка 650 тыс. туристов. Если сейчас турпоток вырастет более чем вдвое, то дефицит номерного фонда практически неизбежен, и он будет весьма ощутимым», – полагает гендиректор «Музенидис Трэвел» Александр Цандекиди.
Димитрис Харитидис, управляющий директор TEZ Tour Греция, склоняется к тому, что рост продаж на направлении не будет шквальным: «Объёмы нашей полётной программы из России составляют 140 % от прошлогодних».
Ещё одна переменная в греческом уравнении: останутся ли на рынке так называемые туроператоры «с турецкими корнями». Если да, то весь свой драйв, не востребованный на Турции и Египте, они включат именно на европейских направлениях, постараются форсировать оборотку, по максимуму обеспечить загрузкой афиллированных перевозчиков. «И тогда всех нас снова ждёт жесточайший демпинг», – говорит Анатолий Гаркушин. Так или иначе, эти компании подхлестнут спрос, в результате кроватей в отелях может на всех и не хватить.
Персональный дефицит
Если нехватка номерного фонда и не будет носить тотального характера, то она может коснуться конкретных туроператоров. Тех, чьи объёмы гарантированного номерного фонда значительно сократились.
Вообще, в этом сезоне все игроки старались снизить финансовые риски, отучить отельеров от жёстких условий квотирования. «И это правильно, российским туроператорам давно уже пора работать с гостиницами так, как это делают их европейские коллеги, – без крупных депозитов, с гарантией подтверждения, но возможностью отказа от номеров за определённый период времени, – считает Георгий Куртидис, президент греческого холдинга Ambotis. – У нас в собственности и управлении есть отели, и мы выступаем в профессиональной среде за то, чтобы поддерживать российских партнёров в трудные для них времена».
Димитрис Харитидис утверждает, что его компании удалось законтрактировать нужное количество номеров на адекватных ситуации условиях, без критичных рисков. Но далеко не всем остальным отельеры пошли навстречу.
«Те, кто сделал ставку на элотменты, могут столкнуться не только с нехваткой комнат, но и с овербукингом, – считает Леонидас Димитриадис, президент греческой компании Beleon Tours. – Туроператор будет продавать номера, надеясь на свой контракт, а гостиница может перепродать их на другой рынок. Этот сценарий не исключён в ситуации ажиотажного спроса».
***
Итак, эксперты сходятся на том, что дефицит гостиниц в Греции летом-2016 г. возможен. Как и говорил Фриц Жоссен. Какие выводы? Может быть, использовать это в качестве аргумента в пользу раннего бронирования? Скидки доходят до 40 %, и если клиент точно хочет в Грецию, причём ему не всё равно где жить, то экстравагантный по нынешним временам вариант купить летний тур зимой – вполне может сработать.