Назвать сроки компенсаций по фингарантиям «Капитал Тура» мешает законодательство
Конец апреля отметился еще и тем, что СК «Инногарант» выступила с очередным заявлением по животрепещущей теме – финансовым обязательствам «Капитал Тура». Ответа на главный вопрос о сроках выплат по страховым случаям, начавшимся, как мы помним, еще 17 ноября прошлого года, по-прежнему нет.Как известно, закон допускает два варианта компенсаций: производить их или в порядке живой очереди (тогда выплаты должны быть осуществлены в течение 30 дней со дня подачи документов в СК), или пропорционально. Поскольку уже очевидно, что сумма долгов «Капитала» только перед туристами как минимум в два с лишним раза превышает размеры финобеспечения (265,2 млн рублей, по данным на конец апреля), «Инногарант» принял решение возмещать их потери вторым способом, то есть поделив 100 млн между всеми пострадавшими согласно внесенным суммам за турпутевки. «Срок начала страховых выплат будет определен после обработки всех поступивших заявлений на страховую выплату, составления полного реестра требований и определения пропорции», – говорится в заявлении. В данном случае вопрос «когда?» превращается чуть ли не в риторический. «В законе отсутствует четко прописанная методика пропорциональной выплаты, в том числе по срокам начала этого процесса. За разъяснениями и консультациями мы уже обратились во Всероссийский союз страховщиков и Росстрахнадзор», – пояснил позицию СК ее пресс-секретарь Александр Кремер. По его словам, компания рассчитывает начать выплаты только после того, как будет получено заявление от последнего «страдальца» по вине «Капитал Тура».
Но как определить этого последнего?
Ведь теоретически в конце прошлого года кто-то мог оплатить и тур на август нынешнего. Поэтому составление подробного реестра требований от пострадавших затягивается. «Инногарант» сообщает о 5961 человеке, подавшем документы на выплаты (по состоянию на 11 апреля, то есть почти через пять месяцев после краха «Капитала»). В заявлении СК говорится о еще более чем трех с половиной тысячах пострадавших. Если под этой цифрой следует понимать оставшееся число тех, кто приобрел нереализованные путевки, но до сих пор не обратился в «Инногарант», на прием их заявлений может уйти еще несколько месяцев. Ситуация усугубляется тем, что решением Росстрахнадзора (ФСФР) у страховщика приостановлена лицензия на право осуществлять профильную деятельность. За разъяснениями редакция «ГЛ» обратилась непосредственно в ФСФР. Известно, что правильно заданный вопрос – уже половина правильного ответа. То ли вопросы были заданы неправильно, то ли четкой позиции в ведомстве тоже не определено, но ответы звучали следующим образом: за ситуацией следим, запрос в «Инногарант» отправлен; условия выплат по фингарантиям определяются исключительно условиями договора между СК и туроператором; приостановка лицензии «Инногаранта» не влечет за собой отмену обязательств по ранее заключенным договорам страхования. Агентства в растерянности. Высказывается мысль, а не подать ли в суд на страховщика.
Эксперт в области юридических тонкостей туристического бизнеса Георгий Мохов, с одной стороны, согласен с позицией руководства «Инногаранта» – в той части, что в законе возможность пропорциональных выплат действительно задекларирована, но механизм их не прописан. С другой – он не считает идею обратиться в суд безнадежной. «В какой момент должен быть закрыт реестр? Как определить последнего пострадавшего? Что делать, если клиент подаст документы уже после объявления начала выплат? На эти и другие вопросы закон ответов не дает. Зато самостоятельно трактовать его положения имеет право суд. И если будет создан прецедент, последующие судебные дела по искам к страховщику могут основываться на решении первого», – считает Георгий Мохов. Однако, по его наблюдениям, почему-то пока никто из обиженных в суд по этому случаю не спешит.
Лично мое мнение – в «Инногаранте» работают адекватные люди, в мыслях которых нет намерения «кинуть» туристов «Капитал Тура». Просто страховщик попал в прецедент. Такого крупного страхового случая в туризме еще не было.