Из истории вопроса:
Многие зарубежные турофисы, стремясь увеличить российские турпотоки в свои страны, выплачивают нашим туроператорам специальные дотации на рекламу. Делали это и тунисцы, но деньги от них компании получали от случая к случаю и в небольших количествах. «На две публикации в «Туризме и отдыхе» не хватало», – говорят представители турфирм. Теперь все должно измениться. «ГЛ» располагает данными, что Тунисское представительство по туризму готовится значительную часть рекламного бюджета, выделенного на лето-2005, раздать туроператорам.
Конкурс на дотации
Предполагается, что дотации получат 10 российских турфирм, наиболее активно оперирующих по Тунису. Игроков рынка, конечно, волнуют критерии, по которым будет оцениваться «активность». В кулуарах эксперты говорят, что раньше рекламные деньги порой доставались фирмам, отправлявшим в страну по три клиента за неделю, зато не пропускавшим ни одной тусовки в Тунисском представительстве.
Однако на сей раз чиновники, видимо, попытаются выявить реальных лидеров рынка. Всем компаниям, претендующим на дотации, рекомендовано сдать в турофис не только свои летние медиапланы, но и данные о намеченных полетных программах, подкрепленные договорами с авиакомпаниями. Туроператоры взялись за подготовку документов с энтузиазмом – похоже, дотации ожидаются приличные. «Безусловно, наша компания претендует на рекламное финансирование со стороны турофиса. Сейчас разрабатываем медиаплан, – сказала в интервью «ГЛ» топ-менеджер «Пегас Туристик» Анна Подгорная. – На какую сумму рассчитываем? Это обсуждать не хотелось бы». Руководитель тунисского департамента ICS Travel Group Елена Рабе также подтвердила участие своей компании в конкурсе на дотации и предпочла не обсуждать конкретные цифры.
В кулуарах эксперты говорят, что тунисцы готовы потратить по $10 тыс. на фирму (общий рекламный бюджет турофиса составляет $700 тыс.). Кроме вышеупомянутых компаний, на эти деньги могут рассчитывать «Туральянс», «Библио-Глобус», питерские «Нева», «Экспресс Тур» и ряд других компаний.
Тунис меняет клиентуру
Сами туроператоры тоже собираются по максимуму вложить в продвижение Туниса. В частности, Елена Рабе в интервью «ГЛ» сказала: «Когда крупная компания подписывает полетную программу на 15 тыс. туристов, она должна не менее $200 тыс. выделить на рекламу». Необходимость таких затрат обусловлена целым рядом факторов.
Прежде всего, Тунис в наступающем сезоне явно подорожает. На этом направлении сильнее, чем везде, растут чартерные тарифы – за прошлое лето они менялись, по подсчетам экспертов… раз 16. И в итоге со $190 поднялись до $256 за кресло в один конец. Теперь же все только начинается с отметки $265, а какова будет ценовая динамика в течение сезона, никто судить не берется. К тому же повысились амбиции хотельеров. Уже сейчас ясно, что Тунис после долгого перерыва вновь оказался в фаворе у французского и немецкого рынков, соответственно, размещение для русских подорожало процентов на 30.
Исходя из всего этого, наши туроператоры сейчас и составляют прайсы. Конечно, ближе к сезону пакетные цены будут корректироваться, но они в любом случае станут выше прошлогодних. Как говорят наблюдатели, лето-2004 «выжало из операторов по Тунису все соки», финансовые потери были очень велики. (Еще бы, тот же «Туральянс» порой выбрасывал на рынок недельные туры с проживанием в гостиницах 3* за $65.) И сейчас у большинства операторов нет ни сил, ни желания играть на понижение тарифов.
Не надо песка и мальчиков
Так вот, цены вырастут, потребитель эконом-класса, который в прошлом году прямо-таки накинулся на Тунис, предпочтет другие страны отдыха. А более состоятельного клиента еще надо убедить, что Северная Африка ему подойдет. До сих пор, похоже, никто не пытался этого делать.
«Еще на старте продвижения Туниса в России была неправильно выбрана символика: пальма, верблюд и бедуин», – говорит главный редактор журнала «Вояж и Отдых» Богдан Курилко. А в ходе рекламной кампании-2004 олицетворением страны был мальчик с букетиком жасмина, этот образ эксперты сочли совсем уж невразумительным. Главные же туристические козыри Туниса – прекрасные пляжи, качественные отели, богатейшие экскурсионные и оздоровительные возможности – как-то не афишировались. И именно на этих достоинствах туроператоры собираются делать акцент в своих обращениях к прямому клиенту и рекомендуют Тунисскому представительству по туризму двигаться в том же русле.
Кроме того, надо не ошибиться с выбором каналов распространения информации. Как говорят в кулуарах рынка, Мохаммед Ессайем, который возглавлял турофис Туниса до 2004 г., платил порядка $300 тыс. в сезон за ролики в эфире «Дарьял-ТВ», М1 и т. п. Его преемнику Ахмеду Слуме операторы рынка рекомендуют продвигать страну на более авторитетных и «смотрибельных» каналах.
Как говорит Меджид Кахлауди, помощник руководителя Тунисского представительства по туризму, помимо телеэфира в 2005 г. активно используется реклама на транспорте. Мысли о Северной Африке москвичам навевают 30 троллейбусов, курсирующих по центру Москвы. О том, насколько эффективен этот способ воздействия на массовое сознание, операторы пока судить не берутся, зато в один голос одобряют другое решение нового главы Тунисского представительства. При нем продвижением Туниса будет заниматься российское рекламное агентство, а раньше это делала… бельгийская компания, которой наверняка было сложнее понять нужды и чаяния нашего потребителя. Может, этим и объясняется пресловутый мальчик с жасмином.