Совсем скоро, после инаугурации президента РФ 7 мая и назначения нового главы правительства, совет министров ожидают кадровые перестановки. Оставят ли на посту министра транспорта Игоря Левитина? И кого прочат в его преемники? Попытаемся систематизировать слухи, которые циркулируют на этот счет в профессиональной среде.
«Он устал»
Казалось бы, какой интерес обсуждать эту тему в издании для участников рынка туриндустрии? На самом деле бизнес туроператоров, в какой-то степени, зависит и от политики, проводимой Минтрансом: авиакомпании, парк самолетов, допуски, частоты, наконец, безопасность полетов – все это вотчина Минтранса.
Согласно рейтингу «уходящих министров» РИА-Новости, не претендующего на особую серьезность, Игорь Левитин занял 19 место из 25 возможных. Иными словами, не сказать, чтобы опрошенные (в их числе были как и экс-, так и действующие политики, главреды СМИ, высокопоставленные чиновники) страстно желали отставки Левитина.
С одной стороны, за Левитиным тянется шлейф слухов и сплетен (впрочем, покажите нам чиновника с кристальной репутацией). Иногда слухи оказываются правдой, но мы уже привыкли, что на любой негатив наши чиновники реагируют по принципу: «хоть …. в глаза, все божья роса». Но есть факты, против которых, как говорится «не попрешь». При Левитине и самолеты падали, и корабли тонули, и Химкинский лес порубили.
Но, с другой, – практически все эксперты, с которыми мы обсуждали персону Левитина, назвали его «добротным профессионалом». И это тоже факт. В своем нынешнем виде Минтранс – это альянс совершенно разных по профилю и среде регулирования структур. Тут и небо, и дороги, и реки, и ж/д… Непросто «рулить» таким хозяйством.
«Он устал, - полагает руководитель портала Avia.ru Роман Гусаров. – Левитин уже озвучивал свое настроение, что, мол, готов отказаться от должности. Слишком это тяжелая ноша».
Смена караула
Если не Левитин, то кто? В ответ на этот вопрос, наши эксперты (это буквально чувствовалось через телефонный провод) делали «сложные лица» и соглашались беседовать только на условиях анонимности. Ну что же, как принято, писать в этом случае, по слухам, на пост Левитина могут претендовать следующие кандидаты:
- профессиональный летчик, бывший глава «Аэрофлота», а ныне первый зам Игоря Евгеньевича, Валерий Окулов.
- инженер, банкир, энергетик, газовик, нынешний гендиректор «Аэрофлота» (вкупе это можно назвать один словом – профессиональный управленец) Виталий Савельев.
- экономист и «дорожник», зам Левитина, Олег Белозеров.
- радио-электронщик, пиарщик, ныне зам. министра экономразвития Олег Савельев.
«Уточню, - отметил один из экспертов, - что всех перечисленных, кроме, пожалуй, Окулова, обсуждают в качестве возможных «сменщиков» Левитина в случае, если будет создано новое министерство – транспорта и связи».
«Такой вариант действительно рассматривается, - согласился с этим мнением другой эксперт. – При этом, из Минтранссвязи выведут в самостоятельную структуру Росавиацию, которой, кстати, тоже поменяют «голову». По крайней мере, эти слухи сейчас активно муссируются. Среди возможных кандидатов называется Виталий Савельев».
По мнению еще одного нашего собеседника, пока не ясны последствия возможных пертурбаций в ведомстве: «Вроде бы сейчас это гигантский конгломерат, который нуждается в дроблении. Но очередное ведомство – это вновь куча чиновников, с их новыми запретами и новым регламентом».
Общее мнение всех экспертов выразил гендиректор Infomost Борис Рыбак: «Кадровая политика у нас нередко зависит от других факторов, чем профессиональное соответствие кандидата».
Не могу сказать «прощай»
Основной «респект и уважуха» от туроператоров в адрес Левитина – за его движение в сторону либерализации воздушных перевозок. Совсем небольшое движение, но, как известно, любая дорога начинается с первого шага. Начальник отдела авиаперевозок турфирмы «Нева» Сергей Бураков назвал это весьма образно: «Ребеночек пошел».
Речь идет о ликвидации монополии «Аэрофлота» на зарубежных маршрутах. Особо всех ТО порадовало назначение второго перевозчика на маршрутах Москва – Париж и Ницца и обратно. Теперь можно ожидать, что это популярное у туристов направление станет более доступным. Поэтому ТО, которых, прежде всего, волнует непосредственно авиаперевозка, вдохновленные политикой Левитина, скорее всего, не возражают против его «второго» срока.
«Меня вполне устраивает Левитин, - отметил и собеседник из Объединенной авиастроительной корпорации. – В России, к сожалению, сложилась такая «традиция», что каждый новый глава почему-то худе предыдущего. Полагаю, на 80%, что Левитина оставят».
Засим, как говорят в Одессе, «мы будем подождать».