Участники рынка – о тенденциях сезона
Для туроператоров по Европе сложилась в начале лета удачная ситуация: на фоне продолжающегося спада интереса к Египту подорожало основное направление сезона – Турция. И так как наш среднестатистический турист уже привык отдыхать «бюджетненько», взоры обратились к «нетурецкой» Европе.
В обнимку с другарями
По словам Алексея Емельянова, директора по авиаперевозке из «ИнтАэра», повышенный интерес к европейским направлениям был заметен еще накануне сезона: активно шло ранее бронирование. Участники рынка полагают, что тенденция продолжится, и обращают внимание, например, на Болгарию. Она «выстрелила» по целому ряду причин. Море, климат, еда – все примерно как в Турции. Плюс сравнительно короткий перелет и низкие цены на размещение. Может, сервис чуть более ненавязчивый, зато можно хлопнуть ракии, закусить брынзой и в обнимку со славянскими другарями затянуть «Алешу».
Привлекательность направления подтвердили и представители болгарской консульской службы: «Этим летом у нас прибавилось работы по оформлению виз». А Росавиация выдала, пожалуй, рекордное число допусков на маршруты в Варну и Бургас – летят все!
Однако изобилие перевозки, по мнению некоторых участников рынка, сыграло «злую шутку». Как полагают эксперты, туры от €149 стали покупать владельцы недвижимости в Болгарии и их родственники, знакомые и друзья, которые и обеспечили хороший процент заполнения рейсов и победные реляции визовых центров. При этом эксперты отмечают, что лучше заполняются рейсы в Бургас, где расположены основные объекты недвижимости, а в Варну четко ощущается горение и пустые кресла.
Юрий Соболев, руководитель коммерческого отдела «НТК Интурист» выразил мнение, что: «конкуренция по Болгарии выросла из-за необоснованно завышенных объемов некоторых участников рынка».
Подразумевается при этом конкретный игрок – «Библио Глобус», который наряду с другим тяжеловесом, TEZ Tour, впервые занялся Болгарией. Впрочем, управляющий директор «Библио Глобуса» Александр Туголуков парировал все упреки, сообщив, что действия его компании – нормальный процесс освоения нового направления: «Во-первых, наши цены строятся на математическом расчете. Во-вторых, мы понимаем, что для удачной премьеры требуются некие инвестиции, и мы готовы их сделать».
Смешанные чувства
Другие горячие пляжные направления – это европейское Средиземноморье. Прежде всего – Греция и Испания. По итогам 2011 года турпоток из России в эти страны вырос на 58% и 57% соответственно и достиг рекордных значений (более 600 тысяч гостей в каждую из стран). Естественно, и на этот сезон у туроператоров большие планы, значительно увеличилась авиаперевозка. Маленький пример по Греции: «Трансаэро», согласно данным Росавиации, в июле доведет частоту регулярных вылетов из Москвы на Родос с 7 до 14 раз в неделю, на Ираклион – с 7 до 10 (так же, как и «Аэрофлот»). Можно было сказать, что Родос – это не показатель. Но ведь и на других направлениях тоже самое. В частности, греческая авиакомпания Astra Airlines впервые начала летать в Салоники из более чем из десяти городов России, Aegean Airlines – из трех.
Наблюдая все это изобилие, турагенты испытывают смешанные чувства. С одной стороны, увеличение ассортимента туров с прямым вылетом из регионов – это, безусловно, положительный момент. С другой – есть сомнения, что все заявленные программы удастся загрузить.
Директор ТА «ПермРусетур» Алевтина Леновская выразила опасение, что туроператоры, не набрав борта, будут отменять рейсы, а туристов пересадят на стыковочные маршруты. По словам Леновской, количество предложений явно превышает спрос: «Не скажу, что у нас сильно вырос спрос на Грецию по сравнению с прошлым годом. А тогда направление у нас почти «горело».
Что касается Испании, то здесь самым горячим маршрутом оказалась Мальорка.
Так, объемы, заявленные, например, из Москвы (около двадцати рейсов в неделю), оказались избыточными настолько, что в начале июня борта взлетали полупустыми, а цены упали ниже себестоимости. Заговорили об оптимизации перевозки хотя бы на самых «горящих» вторничных рейсах, если крупные ТО, имеющие блоки у разных авиакомпаний, объединят свои программы. Но зам. руководителя V.A.M. Tour Сергей Смирнов, отмечая образовавшийся «зазор» между спросом и предложением, выразил сомнение, что крупнейшие туроператоры по Испании договорятся. «Если бы консолидаторы пришли к консенсусу, эффект мог бы быть. Но я не представляю, кто из туроператоров смог бы пойти на мировую», – прокомментировал эксперт.
Впрочем, на момент сдачи номера в печать было известно, что вторничный рейс с 10 июля отменили TUI Russia & CIS. По словам Натальи Новиковой, руководитель PR-службы компании, «рейс снят по коммерческим соображениям».
Динамика роста турпотока в Италию на фоне Греции и Испании выглядит скромнее (+ 27%, по данным Ростуризма). Однако именно поэтому направление, по мнению экспертов, сохраняет мощный потенциал к развитию. Тем более что с конца июня в Милан и Рим (а затем и в Венецию) будет летать «Трансаэро», получивший статус второго назначенного перевозчика. Алевтина Философова, коммерческий директор компании PAC Group, сказала, что «расширение возможностей по перевозке повышает возможности направления». Однако PAC Group сделала ставку в этом сезоне на «Аэрофлот» (регулярные рейсы) и авиакомпанию Alitalia, которая предоставляет блоки мест.
Другие эксперты надеются, что «Трансаэро» удастся сохранить стоимость билетов на уровне промотарифов, которые оказалась дешевле, чем у российского нацперевозчика. Так, 25 июня слетать в Милан и обратно, согласно информации с сайта «Трансаэро», можно за 14 753 рублей. У «Аэрофлота» минимальный тариф на эту дату 18 792 рублей.
В целом на направлении все идет по плану. Как сообщила Екатерина Суворова, руководитель итальянского направления из «Асент Трэвел», «на период с начала июня и до середины июля большая часть туров в эту страну уже раскуплена, спецпредложений здесь уже не ожидается».
Замки и пиво
Но не одним пляжным отдыхом живет российский турист. Для него Европа – это еще и экскурсионный туризм или комбинированные туры, сочетающие «пищу для ума и отдых для тела». Начнем с Чехии, которую практически все туроператоры относят к числу лидеров продаж. Старт летнего сезона был омрачен скандалом. Нескольких российских ТО внезапно, без объяснения причин лишили аккредитации. Спустя пару дней ее вернули почти всем так же неожиданно. Версию происшедшего корреспондент «ГЛ» излагал ранее в статье «Визит в Чехию: кто нажал паузу?» 4 июня, опубликованной на сайте HotLine.Travel.
Если вкратце, то все это напомнило анекдот: «Ложки нашли, но осадочек остался». Чего пытались сказать чехи, так никто и не понял. И это притом, что 1 июня Зденка Калова, пресс-секретарь Нацкомитета по охране памятников, пожаловалась, что замки Чехии и прочие достопримечательные места посетило 10,3 млн человек, то есть на 9,1% меньше, нежели годом ранее. Может, россияне едут в Чехию чисто по пиву под вепрево колено?
«Нет, – возражает Галина Скобельчихина, зам. гендиректора «Веди Тур Групп». – Ощутимо возрос интерес к экскурсионным комбинированным программам». По ее словам, особый спрос на туры Чехия + Германия, Чехия + Австрия. Причем турист может сам конструировать удобный для себя маршрут: выбирать города прилета и отлета. Также растет спрос на длительные туры. «Еще одна тенденция – клиенты предпочтительнее бронируют экономтуры или туры с минимальным набором экскурсий и докупают дополнительные сервисные услуги, включая экскурсии, в нашей онлайн-системе», – добавила г-жа Скобельчихина.
По мнению гендиректора «Черри Тур» Дмитрия Черепова, в июне немного «просел» спрос на самые экономичные туры в Чехию. «На мой взгляд, это связано с футболом, – полагает эксперт. – Часть туристов переориентировались на Польшу, чтобы посетить Евро-2012, а проблемы с аккредитациями связаны с тем, что некоторые компании увлеклись выдачей шопинг-виз опять же под Евро-2012. Резкий разворот с возвратом аккредитаций обосновывается желанием и политической волей Чехии сохранить поток из России».
«Еще совсем немного – и Прова-а-а-нс»…
Пальму первенства наравне с Чехией который год удерживает Франция. И здесь появляются новые предложения. Не успела певица Елка допеть про Прованс, а известная блогерша и издательница Вероника Белоцерковская разместить в Живом Журнале фото этого региона Франции, как тысячи туристов уже решили, куда поедут этим летом.
Очень удачно выступил Air France – вуаля! – и с прошлого года есть прямой перелет Москва – Марсель. Кстати, участники рынка высоко оценили массированную рекламную кампанию Air France, связанную с открытием новой авиалинии. «Мы еще два года назад пытались предлагать Прованс, но тогда его никто не знал, туры не продавались. Реклама рейса Air France привела к тому, что интерес к региону повысился, и мы это почувствовали на своих продажах.
Одним из первопроходцев направления был «Эрцог», который первым организовывал чартеры на Марсель в 2004–2006 годах. По словам Светланы Ермолаевой, директора по туризму «Эрцог», «сейчас хороший спрос на комбинированные программы. Как правило, туристы проводят одну-две ночи в Марселе, а затем, в зависимости от программы, направляются в Экс-ан-Прованс, Арль, Авиньон или на побережье: в Ниццу, Канны, Сан-Тропе».
С ней согласна и гендиректор «Квинта-Тур» Ирина Серганова «Марсель – это очень удобно. Можно предлагать три вида туров: поездки по Провансу; Прованс + Лазурный Берег; Прованс + Париж».
Столица Пятой республики также не теряет своей популярности. «Хотя летом все-таки лучше продаются десятидневные заезды Париж + Лазурный Берег», – отметила Галина Скобельчихина.
Ну и конечно, Диснейленд. Одним из его официальным агентов стал DSBW Tours, давно уже отправляющий россиян во Францию. «У нас эксклюзивные цены на проживание в отелях, принадлежащих Диснейленду», – сказала Галина Хоминок, руководитель направления из DSBW. Уточним, что раньше такое право имелось только у «Ланты-тур вояж». Популярностью пользуются также комбинированные экскурсионные туры Франция + северная Италия.
Подведем итоги
Участники рынка, опрошенные корреспондентом «ГЛ», сошлись во мнении, что продажи идут бодро, а в чем-то даже превосходят ожидания. При этом ТО делают ставку на рентабельность, стараясь, чтобы базовые предложения находились «в рынке». Не обходится и без специальных акций, но устраивают их, как говорят представители ТО, исключительно для «стимуляции спроса на некоторых направлениях». Будем надеяться, что сезон пройдет без сюрпризов.