Доказано: туризм – бизнес оптимистов
В массовом сознании российского обывателя прочно укоренилось ожидание кризиса, но труженики туризма не поддаются общим упадочническим настроениям и смотрят в будущее с оптимизмом. Это доказано в ходе маркетинговых исследований, проведенных Службой «БАНКО» в конце сезона лето-2008. Топ-менеджерам 600 компаний в столице и 493 в Екатеринбурге, Казани, Ростове-на-Дону, Самаре было предложено высказать свое мнение о перспективах туриндустрии. Обобщенные результаты опроса представлены в диаграммах.
Как видите, подавляющее большинство экспертов уверены, что в ближайшие пять лет их бизнес станет более доходным или, по крайней мере, прибыль сохранится на сегодняшнем уровне. 72% московских и 84,4% иногородних оптимистов руководствуются следующим аргументом: туристов в России с каждым годом прибавляется. В ходе опроса звучали и другие доводы в пользу благоприятного развития ситуации: рынок еще не насыщен; по мере роста цен увеличивается агентская комиссия; клиенты все чаще отдают предпочтение средне- и высокобюджетному продукту, заказывают больше дополнительных услуг в странах отдыха; прогрессирует индивидуальный туризм; открываются новые направления, совершенствуется инфраструктура курортов, ширится внутренний рынок. И, наконец, некоторые респонденты (0,7% столичных участников опроса) приводили такое суждение: численность турфирм сокращается, и те, кто выживет, станут зарабатывать больше.Теперь о пессимистах (которые, кстати, в Москве встречаются чаще, чем в других региональных центрах). Они предрекают отрицательную динамику доходов по следующим причинам. Прежде всего, клиенты тяготеют к самостоятельности и все охотнее бронируют туруслуги через Интернет. Далее: слишком высоки инфляция в стране и конкуренция на туристическом рынке; государство не поддерживает индустрию путешествий, скачут цены на топливо, в отрасли происходят аналогичные законодательные перемены, рентабельность бизнеса низкая. Ну, и, конечно, не хватает политической стабильности в мире.