Как турецкое направление реагирует на кризисные реалии?
В преддверии лета туристические власти страны заявляли: несмотря на кризис, в 2009-м сохранится прошлогодний показатель объемов из России: 2,8 млн туристов. Демонстрировали оптимизм и отельеры, которые в отличие от иностранных конкурентов накануне сезона повысили цены. Однако с началом продаж стало ясно: местным участникам рынка придется изменить точку зрения на ситуацию. В сторону адекватности.
Спрос как вопрос
Спад активности на направлении стал заметен уже в первые недели мая и проявился особенно ярко сразу после праздников. По некоторым оценкам, снижение объемов перевозки в этот период достигло 50% от уровня прошлого года. Впрочем, это еще не означает столь же резкого падения спроса: большинство специалистов говорили о «проседании» продаж в среднем на 30–35%. «Думаю, операторы просто создали искусственный дефицит авиакресел, чтобы не слишком опускать цены», – комментирует директор по продажам VKO Travel Геннадий Косарев.
Так или иначе, рынок сжался, и причин тому эксперты видят несколько. Первая и основная: турецкие отельеры подняли к сезону контрактные цены на 15–25%, а девальвация рубля еще более увеличила затраты клиентов. В то же время гостиницы конкурирующих стран повели себя иначе: базовые тарифы практически не меняли, и уже весной начали соревноваться в выпуске разного рода SPO. Например, в Египте прайсы на вторую половину мая были заранее снижены в среднем на 20%.
Турцию же на старте сезона не спасло даже удешевление авиаперевозки, причем весьма существенное: стоимость кресла сейчас начинается от $220, а не от $370-400, как год назад. Убедившись на практике, что «шапкозакидательские» настроения этим летом не пройдут, отельеры направления стали корректировать свои запросы. По словам Тамера Озсоя, гендиректора «Полар Тур», «после майских праздников многие гостиницы снизили цены на 10–20% от изначально заявленных». Особенно усердствуют в спецпредложениях дорогие объекты Кемера, Белека, Кунду: по наблюдениям ряда операторов, спрос в этом сезоне сместился с «люксовых» объектов на более экономичные «пятерки».
Есть, однако, мнение, что провал спроса был обусловлен не только высокой стоимостью размещения. «Обычно в это время в Турции отдыхали туристы, приезжавшие туда же повторно в высокий сезон, – говорит директор по продажам «Санрайз Тур» Иван Цепков. – В этом году часть туристов решила ограничиться единственной поездкой в июне–августе, отсюда и «проседание» на старте сезона. Если летом объемы продаж восстановятся до прошлогоднего уровня, соответственно, произойдет и расширение чартерных программ».
Надеются на увеличение объемов и сами отельеры – именно поэтому многие снижают цены лишь на пару недель вперед, ожидая, что с началом детских каникул и сезона отпусков загрузка номеров возрастет сама собой. «Дальние» SPO – например, на июль – выпускали только отели Сиде и Аланьи, – говорит Геннадий Косарев. – Этот месяц считается слишком жарким для данных курортов, да и расположены они сравнительно далеко от аэропортов, поэтому вынуждены более активно бороться за клиента».
«Подобные настроения игроков гостиничного рынка привели к опасной тенденции, – рассказывает Мария Риффель, директор по продажам S7 Tour. – Некоторые операторы «рисуют» цены отелей в надежде впоследствии получить соответствующие скидки. Агенту, который видит неадекватно низкую стоимость на брендовый отель, скажем, в июле, стоит серьезно задуматься: вполне возможно, что, не получив заветную скидку, оператор будет вынужден просто переселять туристов в более «сговорчивые» гостиницы».
Без погружений
Эксперты полагают: общая глубина продаж в сезоне-2009 будет значительно ниже прошлогодней. «Июньские туры продавались у нас в среднем за две недели до вылета, и это считается сейчас неплохим показателем», – рассказывает генеральный директор TEZ TOUR Владимир Каганер. А вот как иллюстрирует ситуацию Иван Цепков («Санрайз Тур»): если в прошлом сезоне средняя глубина бронирований, например, на август доходила до полутора месяцев, то в этом по заездам на май-июнь она пока держится в пределах 7–10 дней. «Конечно, в разгар лета операторы ждут оживления спроса, – говорит Мария Риффель (S7 Tour). – Но есть основания полагать, что тяготение к продажам в режиме last minute сохранится и дальше».
Любовь вместо денег
Неохотное снижение цен турецкие отельеры пытаются компенсировать лояльностью к партнерам. «На весенних выставках они активно расспрашивали о проблемах во взаимодействии, предлагали варианты совместной рекламы», – говорит заместитель генерального директора Трио-Турс Седжир Бабуш. Смягчились и условия соглашений. Так, Иван Цепков отмечает: «В этом году мы можем по истечении релиз-периода отказаться от номеров без штрафных санкций». А вот что рассказывает Мария Евсикова, руководитель направления Турция (Анталья) «НТК Интурист»: «Многие отельеры сейчас готовы работать с любым, кто загружает комнаты. Причем некоторые из них согласны принимать туристов даже в кредит, без депозитов». Отдельные компании сократили объемы эксклюзивных контрактов и гарантированных номеров. «И это позитивный фактор, – считает Геннадий Косарев. – Игроки не обязаны грузить комитменты, а значит, у них нет необходимости ставить большое количество бортов и продавать туры по сумасшедше низким ценам». Однако исключительно под запрос в Турции работать невозможно. «Компании с большими объемами, использующие системы онлайн-бронирования, вынуждены иметь комнаты на условиях мягких и жестких блоков – в той или иной пропорции», – говорит Иван Цепков. «Выкупаются номера и в приоритетных отелях, чье название ассоциируется у потребителя с данным туроператором», – добавляет Мария Евсикова.
Пока с размахом
Кризис еще не успел повлиять на масштабы турецкого строительства – как всегда, к сезону здесь открылось несколько десятков отелей. Из наиболее заметных новинок специалисты отмечают, например, Mardan Palace Hotel
5*, «прописавшийся» в Кунду. По слухам, стройка обошлась владельцу гостиницы, российскому предпринимателю Тельману Исмаилову, в $800 млн. В районе Бодрума начал функционировать отель Kefaluka Resort 5* стоимостью $90 млн, а расположенный в Кушадасах курорт Kustur потратил на реконструкцию около $1 млн, за что был удостоен Министерством культуры Турции категории 5*.
Но уже следующий сезон может обойтись без громких премьер. Цикл реализации новых проектов в Турции составляет в среднем год-два. Эксперты полагают: скорее всего, запланированное строительство объектов, не стартовавшее до июля 2008-го, когда начался мировой финансовый кризис, будет отложено на неопределенный срок.
На свет доллара
Проблемы с загрузкой испытывают в этом сезоне не все турецкие гостиницы. Хорошо продаются «культовые» отели с яркой индивидуальностью и активно продвигающие свои услуги. В выигрыше и объекты с большим числом постоянных клиентов и многонациональным составом туристов: путешественники из европейских стран явно смещают «отпускной курс» от еврозоны к долларовым направлениям.