Росавиация совершила маленькую революцию, увеличив количество авиакомпаний, которые допущены к полетам на популярных летних туристических направлениях. Ход неожиданный и напоминает знаменитую ельцинскую фразу: «Берите столько, сколько сможете проглотить». Попробуем проанализировать плюсы и минусы ситуации.
Кто в «отказниках»
В последний день зимы Росавиация обнародовала решения по допускам перевозчиков к выполнению международных чартерных перевозок. Как и в прошлом году, документ получился сенсационным. Правда, с противоположным знаком. Если год назад шум был поднят из-за ограничения числа авиакомпаний по целому ряду направлений (Греция, Крит, Тунис, Болгария и др.), то нынче отказов в допуске всего 19, большая часть из которых – вылеты из регионов. В Москве умерены аппетиты «Аэрофлота» на Салоники, запросившего 14 рейсов в неделю. Оставлено три. Отказано нацперевозчику в вылетах в тунисские Монастир и Энфиду. Не повезло авиакомпании «Якутия», заявившей в феврале о мартовских стартах двух цепочек из столицы в чешский Брно. «Ак Барс Аэро» получил отказ в программах на лакомые Бургас и Варну. Зато другие получили зеленый свет, что для туроператоров стало просто подарком судьбы.
То пусто, то густо
Вот, например, в направлении болгарских курортов из Москвы в этот раз взлетят сразу восемь авиакомпаний, в том числе «Аэрофлот». Год назад ассортимент был куда скромнее – S7 Airlines воспользовалась своими правами назначенного и «зачистила» рынок. В Москве отказ тогда получили чартеры Sky Express, в Новосибирске – рейсы Bulgaria Air. Между тем, предполагая повторение прошлогодней ситуации, S7 Airlines объявила о проведении 1 марта электронных торгов на блоки мест по Бургасу и Варне по первоначальной цене €270–280 за кресло (для сравнения: в прошлом году было до 200). Однако до торгов дело не дошло. Во-первых, многие предпочли договориться с перевозчиком заранее, причем по вполне приемлемым ценам – от €240–250 в «невысокие» дни до €260 на «горячие» дни недели. Во-вторых, все изменилось с появлением на свет допусков Росавиации. Зам. гендиректора «Русского Экспресса» Геннадий Косарев признался, что, ознакомившись со списком, в компании подумывают об изменении первоначальных планов и, возможно, расширят круг партнеров по перевозке. Впрочем, эксперт выразил беспокойство, что небольшие региональные авиакомпании могут неожиданно «слететь» распоряжением той же Росавиации. Тревога исходит от прошлогоднего заявления министра транспорта Игоря Левитина, который заявил, что в 2011 году ведомство намерено рассмотреть вопрос о сокращении вылетов из Москвы чартеров региональных перевозчиков.
Но пока об этом речи вроде бы нет. На Кипр допущено целых семь игроков, в Грецию – аж 13. Только на Крит, судя по допускам, летом может взлетать из Москвы 20 чартеров в неделю. А ведь есть еще регулярка! Изобилие, казалось бы, на руку туроператорам. Ведь прошлым летом, когда в Ираклион летали только «Аэрофлот», «Трансаэро», «Атлант-Союз» и Sky Express, перевозка была в дефиците. Теперь игроки рынка получили возможность маневра, в частности, в вопросе оперативной организации коротких цепочек на высокие даты. Раньше это могло быть невыгодно: «назначенные» диктовали свои, кабальные, условия. Однако не все так просто. Эдуард Кузнецов, президент «Мегаполюс турс», обратил внимание на возможные проблемы со слотами. Из-за ремонта ВПП во Внуково вылеты авиакомпаний, эксплуатирующих этот аэропорт, с апреля по июль переносятся в Шереметьево. Но и в случае, если всем перевозчикам удастся сформировать приемлемое расписание, ничего хорошего такое обилие «воздуха», тем более с учетом регионов, туроператорам не сулит. «Неизбежен демпинг, возможно даже на уровне бойни. Будет множество СПО с ценами ниже себестоимости турпакета».
Лучше никогда, чем поздно
И все же в целом туроператоры, конечно же, рады решениям Росавиации. Правда, отмечают и некоторую половинчатость «реформ». К плюсам, по мнению Дмитрия Горина, коммерческого директора «Инна тур – VIP Сервис», можно отнести тот факт, что ведомство наконец-то прислушалось к пожеланиям Ростуризма, представители которого участвовали в принятии решений по допускам на популярные туристические направления. «При таком богатом выборе не всем авиакомпаниям удастся найти заказчиков на блоки мест. Рынок в этом случае будет работать как ему и положено – на принципе саморегулирования», – считает эксперт. К очевидной недоработке туроператоры относят еще один момент. Несмотря на то, что сроки объявления решения по летним допускам значительно сдвинулись (в прошлом году соответствующее заседание состоялось только в апреле, а его решения были обнародованы даже в мае, что сильно тряхнуло рынок), эксперты считают и нынешнюю дату опубликования списков сильно запоздавшей. «Мы начали раннее бронирование еще в январе, некоторые даже в конце прошлого года. Именно тогда Росавиация и должна принимать решения по летней перевозке, чтобы туроператоры могли видеть перспективы, решать, с кем вести переговоры.
В противном случае те, кто рискнул и подписал договоры по завышенным тарифам, продолжат «попадать» на деньги», – уверен Геннадий Косарев. Что дальше? С одной стороны, административная борьба «назначенных» и «неназначенных» вроде бы ушла в историю. Во всяком случае на летний сезон, что уже хорошо. С другой, как уже сказано, на смену «воздушным войнам» идут «ценовые» баталии. Нет гарантии, что все участники рынка их выдержат. Ведь войны без побежденных не бывает.
Улететь на курорт можно задорого и комфортно, а можно дешево и сердито. Судя по всему, этим летом может случиться невероятное: перелет будет недорогим и качественным (как вариант – дорогим и сердитым).