Сколько копий сломано и продолжает ломаться вокруг вопроса об обостряющейся конкуренции между «живыми» агентствами и онлайн-сервисами для туристов! Сайты, предлагающие бронирование гостиниц и заказ авиабилетов, множатся со скоростью кроликов. Но вдруг: с рынка со скандалом уходит онлайновое турагентство Travelmenu, в ассортименте которого не только перевозка и «наземка», но и продажа полноценных турпакетов от ведущих туроператоров. Почему?
Компания Travelmenu заявила себя на российском рынке в 2006 году как «многопрофильный британский туроператор индивидуального туризма». В 2011-м гендиректором стала Катрин Букенмайер, имеющая богаты опыт работы в сфере банковских инвестиций, а также онлайн-туризме (начинала свою карьеру она в Lastminute.com). Видимо, не без ее помощи акционеры в лице двух инвестиционных фондов с британскими корнями - Almaz Russia Fund I и Runa Capital в разное время приняли решение о серьезных вливаниях в Travelmenu, общая сумма которых составила 4,6 млн долларов. Первоначально бизнес-модель онлайн-агентства предусматривала услуги по бронированию авиабилетов и отелей для прямых клиентов, а позднее – и продажу туров от ведущих российских туроператоров. Больших успехов и популярности как уверяют наблюдатели, добиться не удалось. Так, на странице Travelmenu "ВКонтакте" подписано 1000 человек, на "Фейсбуке" - 3000. Для сравнения, у конкурента в лице "Островок.ру" "ВКонтакте" - более 70 тыс., в "Фейсбуке" - более 17-ти.
И тем не менее проект громко напомнил о себе в 2012-м, когда Travelmenu удалось договориться с сетью салонов «Евросеть» и «Cвязной» о предоставлении возможности по оплате туров прямым клиентам. А в конце года вышел пресс-релиз о сотрудничестве с «Альфа-банком», запустившем отдельный интернет-ресурс Alfa.travelmenu, обратившись к которому клиенты банка могли забронировать и оплатить туруслуги в интернет-банке «Альфа-Клик».
И вот все это на деле обернулось пшиком. Сначала, в феврале уволилась Катрин, до того не устававшая заявлять об эксклюзивности проекта. Затем прямо в онлайне можно было наблюдать, как он «сдувается»: имевшиеся сервисы постепенно отключались, пока где-то ближе к концу апреля российский и украинский сайты окончательно не умерли. 4,6 млн долларов, вбуханных инвесторами, ушли непонятно на что. Эксперты, которым мы предложили прокомментировать ситуацию, называют несколько причин. Одни считают, что сама идея продажи турпакетов онлайн, которую активно продвигал Travelmenu, оказалась преждевременной. Для России, во всяком случае. «Клиент, который хочет зайти на сайт, выбрать направление, подобрать тур, оплатить онлайн, в России пока отсутствует как класс. Ну не хотят люди третий и четвертый шаги совершать в Интернете. Им удобнее по привычке позвонить по телефону или прийти в оффлайн-точку», - замечает один из посетителей странички Travelmenu «ВКонтакте». Другие придерживаются версии, что виновато руководство проекта, якобы промотавшее деньги инвесторов – подробнее смотрите в комментариях пользователей hotline.travel, которые мы приводим ниже.
Сами инвесторы, понятное дело, настаивают на том, что проект в целом был удачным. Управляющий партнер Almaz Russia Павел Богданов сказал буквально: «Бизнес онлайн-агентства рос очень высокими темпами. Но мы инвестируем в компании, чтобы в итоге из инвестиций выходить». Он также сообщил, что Travelmenu перестало обслуживать клиентов, так как продала всю технологическую часть. Сделку он предпочел не комментировать. Интригу усугубила PR-директор Runa Capital Маша Дрокова, заявив, что технологии якобы приобрела одна из туристических компаний. Какая, выяснить не удалось.
Интересно, что партнеры иначе оценивают эффективность деятельности Travelmenu, нежели инвесторы, во всяком случае, в отношении торговли турпакетами. Так, в той же «Евросети» сообщили, что оборот по приему платежей Travelmenu занимал меньше половины процента от объемов других туристических компаний. Опрос туроператоров, чьи названия фигурировали на сайте агентства в качестве партнеров, показал, что заявки через него были мизерными – настолько, что, например, TUI просто отключил их от системы. А многие даже не подозревали, что существует такое агентство. О сотрудничестве с онлайн-агентством осторожно высказались и в «Альфа-банке». Андрей Ерасов, руководитель проектов дирекции развития электронных услуг сказал, что поскольку сервисы с Travelmenu стартовали совсем недавно, говорить о результатах рано. Теперь уже поздно.
В проекте «Связной Тревел», заключившем осенью договор с Travelmenu, функция подбора туров в апреле тоже оказалась отключена. Однако в «Связном» взаимосвязь этого факта с уходом с рынка партнера отрицают, объясняя временные неудобства сменой программного обеспечения. А в мае обещают возобновить подбор туров «уже с новыми поставщиками турпродукта».
За всей этой историей не очень удачного стартапа онлайн-агентства как-то затерялся главный герой – турист, тур которого не состоялся из-за закрытия проекта. Судя по тому, что крах не вызвал большого резонанса на страницах Travelmenu в соцсетях, пострадавших немного. Но они есть. Одна из клиенток, с которой корреспонденту «ГЛ» удалось связаться, оплатила 50% стоимости тура, при этом в договоре в качестве поставщика турпродукта выступал сам Travelmenu. Впрочем, его акционеры гарантируют возврат средств в течение месяца, обещая, что компания свяжется лично с каждым пострадавшим. Посмотрим.