Гибель теплохода на Волге выявила ворох проблем
Как случилось, что было получено разрешение на эксплуатацию теплохода, три десятка лет не видевшего капремонта? Снова коррупция? Кто в ответе за гибель пассажиров – истинные виновники или козлы отпущения? Ответы на эти вопросы уже ищутся. Но скоро ли найдутся?Теплоход «Булгария», построенный в 1955 году в Чехословакии, затонул 10 июля в Куйбышевском водохранилище. На борту находилось, по разным данным, от 192 до 209 человек, спасено 79. Чудовищно, но факт: неподалеку от места трагедии находились два судна, однако тонущим людям не помогли. В отношении их капитанов возбуждены уголовные дела. Задержаны правоохранительными органами также старший эксперт камского филиала Российского речного регистра (организации, ответственной за ежегодный техосмотр судов) Яков Ивашов и руководитель компании – арендатора теплохода «Булгария», ООО «АргоРечТур», Светлана Инякина. В Следственном комитете РФ установлено, что компания не заключила договоров с экипажем судна. А по словам главного санитарного врача РФ Геннадия Онищенко, теплоход не имел судового санитарного свидетельства, позволяющего осуществлять перевозку пассажиров. На «АргоРечТур» пресса уже составила целое досье. По данным «Коммерсанта», офис компании находился в квартире Светланы Инякиной. Причем соседи сообщают, что настоящий хозяин компании – некий высокий брюнет с короткой стрижкой, «похожий на бандита». Отметим, в СК РФ о нем пока ни слова не сказали. У г-жи Инякиной же дела, судя по всему, шли неважно. В частности, год назад закрылась еще одна ее турфирма – «Престиж-тур Волга». Что касается «АргоРечТура», в федеральном реестре туроператоров компания отсутствует. В связи с трагедией президент РФ Дмитрий Медведев предложил увеличить длительность наказания по статьям УК, касающимся тех, кто нарушает правила эксплуатации транспорта и «своими действиями ставит под угрозу жизни людей». Корректировке могут подвергнуться статьи 263 (нарушение правил безопасности движения и эксплуатации железнодорожного, воздушного или водного транспорта), 266 (недоброкачественный ремонт транспортных средств и выпуск их в эксплуатацию с техническими неисправностями) и 270 (неоказание капитаном судна помощи терпящим бедствие). По первым двум максимальные сроки сейчас до семи лет, по третьей – до трех. Также президент заявил о необходимости проверки всех транспортных средств, занимающихся перевозкой пассажиров в России, чем Генпрокуратура не замедлила заняться. Да, техническое состояние «Булгарии» было плачевным.
Туроператор «Волжские путешествия» весной этого года даже отказался взять теплоход во фрахт, оценив затраты примерно в 7 млн рублей. Неудивительно, ведь последний капремонт был в 1980 году. Однако участники рынка речных круизов сомневаются, что причина гибели «Булгарии» именно в неисправности. Коммерческий директор компании «Водоходъ-Москва» Андрей Смолин предположил, что виноват человеческий фактор. В частности, открытые из-за отсутствия кондиционирования иллюминаторы. Почему пассажирский флот не обновляется с 1990-х годов? Нужны колоссальные деньги (речной лайнер стоит порядка €30 млн. – Прим. ред.), которых у судовладельцев и туркомпаний нет. Правда, эксперты утверждают, что при соблюдении всех надзорных требований и регулярных ремонтных работ даже 60-летнее судно вполне можно использовать. Пример тому – пароход-колесник «Николай Гоголь», которому этой весной исполнилось 100 лет. Но что-то делать надо. Иначе круизы по рекам России останутся в прошлом. И вряд ли это улучшит имидж внутреннего туризма. Опрос, проведенный РИА Новости, показал (по данным на 13 июля), что после инцидента с «Булгарией» 32,4% респондентов отказались бы от поездки в речной круиз. Для сравнения, безопасным такой способ передвижения назвали всего 3,5% голосовавших, а списали происшествие на волю несчастного случая 13,7%.
Около 200 лет назад на вопрос одного иностранца: «Что там у вас в России происходит?» историк Радищев ответил: «Воруют...» С тех пор ничего не изменилось. Здесь и там выстраиваются коррупционные схемы, прикрывающие собой подлинный беспредел и хаос. А отвечают снова ни в чем не повинные люди. И даже гибнут.