Ситуация с петербургским «Магазином хороших путевок», не сумевшим выполнить свои обязательства перед сотнями туристов, очень схожа с той, в которой в начале сентября оказалась «Альфа Вояж». И та и другая компании присутствуют в Едином реестре туроператоров. Обе они делали ставку не на формирование собственного турпродукта, а выступали в качестве перекупщиков, завлекая агентства огромными скидками. Расчет – на большие обороты, якобы способные обеспечить выживание за счет 1-3% от комиссионных.
Корреспондент HotLine.travel лично столкнулся с ситуацией, когда к нему через знакомых обратился руководитель одного из таких «туроператоров» с просьбой посодействовать в получении у нескольких крупных ТО 15-процентной («идеально было бы 17%» - такое пожелание прозвучало) комиссии. На замечание, что схема в туристическом бизнесе, мягко говоря, не популярна, последовало заверение, что как раз для них игра со скидками ничем не чревата. Оказывается, руководитель турфирмы имеет такого покровителя, который «в случае чего» решит все проблемы. Подобные тонкие отношения гендиректор «Орко-тур» Юрий Григорьев изящно называет фактором «папиков».
Можно предположить, что печальный опыт и МХП, и «Альфы» заставит поостеречься прочие компании, именуемые в народе «прокладками». Не все так просто. В условиях требования «агентство только от имени и по поручению туроператора» (конечно, если оно пройдет в Думе) именно посреднические структуры, имеющие собственное финобеспечение и занесенные в реестр туроператоров, могут стать «палочкой-выручалочкой» для ТО. Посудите сами. Во-первых, оператору обеспечивается турпоток. Во-вторых, не нужно будет заморачиваться с выбором надежных агентов. А главное – в случае неплатежеспособности ТА отвечать за его крах будет туроператор-посредник, с которым напрямую связано договором агентство. С вопросом, возможно ли законодательно и превентивно решить назревающую проблему, корреспондент HotLine.travel обратился в Минспорттуризма. «А зачем? – удивился один из высокопоставленных чиновников. – Пусть «посредник», от имени и по поручению которого действовало агентство, и несет ответственность. Главное – туристы защищены». О том, как защищены туристы, видно на примере «Альфы Вояж», страховщик которой отказывает в выплатах по фингарантиям. Мотив: туроператор – тот, кто формирует турпродукт, а значит, выплаты по «Альфе» не положены.
И все-таки многие продолжают настаивать: именно принцип «от имени и по поручению» сведет на нет посредничество в туризме. Другие уверены, что выровнять рынок удастся только если он избавится от «серых» схем. Третьи видят панацею в принципиальности туроператов, которые не должны допускать игр с комиссиями и скидками. Рассчитываем на мнения читателей HotLine.travel, которые могут стать основой для журнальной статьи.