Большинство агентских сетей, основных ритейлеров рынка, настороженно восприняли информацию о решении ряда туроператоров снизить агентское вознаграждение. Может ли зарождающееся недовольство перерасти в «бунт на корабле», когда средством борьбы с «произволом» туроператоров будут избраны бойкоты особо усердствующих в корректировке размера комиссионных? Прецеденты уже были, вспомнить хотя бы раздрай между «Магазином горящих путевок» и «Натали Турс» весной 2007 года, когда МГП приостановила работу с туроператором и тоже из-за несогласия с политикой раздачи комиссий.
20 апреля корреспондент HotLine.travel провел мини-опрос нескольких сетевиков, чтобы выяснить их позицию. «Теоретически сети могут отказаться от услуг туроператора, который не создал благоприятных условий для сотрудничества, - заметил директор МТК «Спутник» Сергей Кулько. - На практике же пока явление секвестирования комиссии отнюдь не повальное, кроме того, размеры урезания хоть и неприятны, но не смертельны». Светлана Атабаева, руководитель RGB Tour по поводу возможности «бойкота» туроператоров со стороны сетей высказалась так: «Пробойкотировать «своего», конечно, можно, если бы не одно «но»: в таком случае пострадают клиенты, которые лишатся качественной туристической услуги. Я, как личный доктор, не имею на это права».
Итак, категорически возможности надавить на туроператора-партнера сетевики не исключают. А коли так, из происходящего некоторые наблюдатели делают парадоксальный вывод: снижение комиссии на руку именно агентским сетям, к которым метнутся слабо защищенные самостоятельные агентства, под «крышу», так сказать. Впрочем, Сергей Кулько по поводу пополнения рядов агентских сетей ТА-одиночками также высказался скептически, мол, смысла нет: терять процент в комиссионных или платить сети; лучше поискать те ТО, у кого вознаграждение устраивает.
Но и в его интонации, и в монологе г-жи Атабаевой прослеживается явное неудовольствие происходящим. «Мне кажется, туроператоры не с той стороны начинают. Понижать комиссию надо снизу, тем агентствам, кто играет скидками, не дает объемов, нарушает условия договоров. Отнимать процент огульно у всех, в том числе у лидеров продаж –непонятно», - сказала она.
Совершенно противоположную позицию занимает руководитель сети Star Сергей Новиков, долгое время проработавший директором по франчайзингу Global Travel: «Поставщик туруслуги вправе определять целесообразность размера своей комиссии. Считаю, что туроператоры своими непомерными вознаграждениями сами развратили розницу, которая со своей стороны не проявляет никакой лояльности к своим поставщикам. Она (в том числе и крупные агентские сети) не стесняется, например, продавать только узкую линейку TEZ Tour (Турция, Египет), за остальным обращаясь туда, где подешевле. При этом агентства не понимают, что прибыль – она внутри стоимости, то есть чем дороже, тем выгоднее. Но ее, прибыль, похоже, никто не считает. Еще одно проявление лояльности к «своему» туроператору – сделать так, чтобы клиент пришел за дешевым туром от ТО «Пупкин и Со», а ушел с дорогим, но качественным, от «своего». Так что снижение комиссии шаг правильный и закономерный. А то получается, что ТО для ТА, которые не несут ответственности, финансовой нагрузки, кредитной составляющей, просто дойные коровы».
Вывод: нужен здоровый диалог с туроператорами. Очень интересная мысль, между прочим. А, может быть, поднятая на волне борьбы с демпингом идея снижения агентского вознаграждения не более чем грамотный пиар-ход туроператоров, и договориться «сепаратно» об особых условиях сотрудничества крупным сетевикам будет всегда можно? Симптоматичен в этом ракурсе ответ директора МГП Сергея Агафонова на вопрос, что будет ли сеть бойкотировать неугодных туроператоров: «МГП всегда выстраивал и будет выстраивать индивидуальные отношения с каждым ТО».