Накануне летнего сезона снова становятся актуальными проблемы в организации детского отдыха и туризма. Большинство нареканий участников этого сегмента туррынка вызывают действующие санитарные нормы и правила (СанПиНы), установленные Роспотребнадзором. «Похоже, что ведомство Онищенко делает все, чтобы ликвидировать детский туризм в России, - убежден главный редактор газеты «Вольный ветер», действительный член Академии детско-юношеского туризма и краеведения Сергей Минделевич. По его словам, прикрываясь заботой о детях, Роспотребнадзор сочиняет абсурдные СанПиНы, к тому же способствующие росту коррупции. «Например, в требованиях к организации палаточного лагеря говорится, что за умывальником должна стоять скамейка с емкостями для стирки личного белья. А если за умывальником растет дерево и скамейку можно поставить только сбоку? По факту это уже считается нарушением. И таких примеров – масса», - недоумевает Минделевич.
Вот лишь несколько наиболее примечательных СанПиНовских коллизий по мнению и с комментариями Сергея Минделевича.
Де-юре: 2.2. Туристические лагеря следует располагать на расстоянии не менее 500 м от населенных пунктов (здесь и ниже – дословное цитирование требований СанПиН к устройству, содержанию и организации режима работы детских туристических лагерей палаточного типа в период летних каникул).
Де-факто: Московские энтузиасты организуют для школьников детский экологический лагерь. Территориально – Московская область. Режим работы лагеря: дети живут в палатках, а днем слушают лекции, например, в здании близлежащей школы. Согласно требованиям, организаторы несколько раз в день вынуждены гонять детей туда-обратно (хотя бы с целью накормить), чтобы преодолеть пресловутое расстояние в 500 метров.
Де-юре: 2.6. Перед открытием туристического лагеря проводится: генеральная уборка территории, скашивание травы, уборка сухостоя и валежника, очистка от колючих кустарников и зеленых насаждений с ядовитыми плодами, мероприятия по борьбе с грызунами.
Де-факто: Даже страшно представить себе процесс грандиозной дератизации – кажется, с полевыми мышами еще никто и никогда не смог справиться.
Де-юре: 9.3. Доставка пищевых продуктов в туристический лагерь осуществляется специализированным транспортом, имеющим оформленный в установленном порядке санитарный паспорт.
Де-факто: У организаторов похода есть частный автотранспорт, но нет санпаспорта. Согласно СанПиНу продукты можно нести в рюкзаке, везти на тележке, но на машине – ни-ни. Прикиньте, сколько продуктов съедает один ребенок в сутки. По требованиям ведомства Онищенко полагается не менее 1 кг 300 г пищи на каждого юного туриста. А если туристов 20 человек? А если стоянка в 500 м от населенного пункта (см. требование выше)?
Де-юре: 9.16. Примерное меню должно содержать информацию о количественном составе блюд, энергетической и пищевой ценности каждого блюда. Обязательно приводятся ссылки на рецептуры используемых блюд и кулинарных изделий в соответствии со сборниками рецептур.
Де-факто: Без комментариев. Мишленовские повара нервно курят в сторонке.
Де-юре: 9.13. При организации питания детей в туристических лагерях (передвижных и непередвижных) с преобладанием консервированных пищевых продуктов продолжительность смены не должна превышать 7 дней.
Де-факто: Что надо понимать под термином «с преобладанием»? Сколько вешать в граммах? Чем качественная тушенка хуже куска промороженного мяса?
Не меньше вопросов вызывают и существующие СанПиНы, регулирующие перевозку организованных детских групп железнодорожным транспортом.
«Одна из основных поправок, которую организаторы детского туризма, просят внести в СанПиНы, касается возложенной на туроператора обязанности обеспечивать каждую детскую группу во время поездки в поезде квалифицированным медицинским работником. На наш взгляд, это одно из самых абсурдных требований, так как оно не соответствует действующему законодательству. Согласно пункту 1 статьи 22.1 ФЗ-17 от 10.01.2003 «О железнодорожном транспорте в РФ» эти требования возлагаются на перевозчика», - считает Сергей Минделевич. «Получается, что если в поезде едет 20 детских групп, то их должны сопровождать 20 медработников. В то время как в любом поезде находится много детей «не организованных», и им, если правильно понимать Роспотребнадзор, медики не нужны», - продолжил он.
Причем в правилах не указано, на какие именно железнодорожные поездки распространяется это требование - на суточные переезды детских групп в поездах дальнего следования или на проезд в пригородной электричке.
«Так же мы предложили Роспотребнадзору составить меню рекомендуемых продуктов для «сухого пайка» и заменить дорогое питание в вагоне-ресторане (обязательное для поездок более суток) на сублимированную пищу - подходящую по качеству для питания детей», - добавил Минделевич.
Учитывая, что СанПиНы не рекомендация, а обязательное требование, то за их нарушение полагается штраф. В январе 2012 года Госдума в первом чтение приняла законопроект, увеличивающий размер штрафов с нынешних 30 тысяч до 70 тысяч рублей. «Эта мера явно преждевременна. Сначала надо изменить СанПиНы, сделать их выполнимыми. Увеличение штрафов сейчас только усилит коррупцию, - полагает Минделевич. – Очевидно, что администрации детских лагерей проще договориться с представителями Роспотребнадзора на месте, чем платить официально гораздо больше. Напомню, что многие организаторы детских походов – энтузиасты, вообще не получающие за это деньги».