Каждый сезон создается ощущение, что направление уже перегрелось: конкуренция накалилась до предела, дальше некуда. Но на следующее лето недавние интриги меркнут на фоне новых остросюжетных событий. Внезапные альянсы и порванные контракты. Вторжения. Броски (через бедро). И демпинг, демпинг. Это Греция.
Греция сегодня – растущий рынок. Как все курортные направления Европы, она получила откат турпотоков от Востока, отмечает гендиректор ICS Travel Group Дмитрий Шевченко. Еще сработал отложенный спрос: год назад забастовки в Афинах отпугнули многих туристов, теперь люди возвращаются на греческие побережья. Здесь нет такого ажиотажа, как где-нибудь в Болгарии, но… «В наиболее раскрученных отелях комнаты по запросу сейчас искать бесполезно, – говорит гендиректор компании «Пантеон» Анатолий Гаркушин. – Их подтверждают только туроператоры, которые имеют там квоты».
«Бронирование идет активно и с хорошей глубиной, – говорит PR-директор TEZ Tour Марина Макаркова. – Уже в апреле были заявки на июль-август». «По моим наблюдениям, особенно интенсивно растут продажи в сегментах среднебюджетных гостиниц, а также вилл и апартаментов, – говорит Екатерина Айзерман, заместитель гендиректора «Солвекс-Трэвэл». – Стали гораздо чаще поступать заказы на туры продолжительностью три недели и больше». То есть направление сейчас привлекает самую консервативную клиентуру: более или менее обеспеченных родителей, которые надолго вывозят своих детей на морские курорты.
И все же опытные игроки рынка далеки от эйфории. Президент компании «Южный Крест» Андрей Кузнецов отмечает, что на самых массовых курортах греческого направления уже вспыхнула острая ценовая конкуренция. В мае на «бирже» www.TourDom.ru попадались турпакеты, в которых авиабилет явно был заложен бесплатно. И это на старте вполне благополучного сезона, когда продажи идут в штатном режиме, комментирует г-н Кузнецов. «Такова реальность сегодняшнего рынка, на котором необходимо высочайшее искусство ведения бизнеса дабы суметь сочетать динамичное развитие с рентабельностью, – продолжает эксперт. – На лето-2011 мы заложили в программы по Греции 20-процентный рост турпотоков. Можно и больше, но наша цель – рентабельность».
Директор по продажам и маркетингу сети Aldemar Димитрис Харитидис
– Димитрис, как начался сезон? В марте на выставках многие греческие участники ожидали бума со стороны россиян...
– Сезон начался с Пасхи в отеле Aldemar Royal Mare. Советую всем хотя бы раз отметить этот праздник в Греции, в Aldemar, например, в 2012 году. Начинаются все основные действия со Страстной недели: в пятницу – Плащаница и крестный ход, в субботу – церемония сжигания чучела Иуды, посещение церкви XIV века, а в воскресенье – песни, пляски, шествия. Очень красиво!
Что касается бума. В этом году выходцы из бывшего СССР составляют более трети нашей клиентуры. Эти гости для Aldemar одни из самых ценных. Русских и греков многое объединяет. В первую очередь религия, общие исторические события. Кроме того, русские, как и греки, отлично умеют и работать, и отдыхать! И мы, конечно, подготовились к приему дорогих гостей. В каждом нашем отеле говорят по-русски. У нас есть и русскоязычная версия сайта, переведены меню в ресторанах, брошюры в номерах, имеются российские ТВ-каналы. К слову, многие европейцы судят о качестве отеля по тому, останавливаются ли в нем россияне.
– А каких гостей вы ждете? Наверняка состоятельных?
– Мы всем рады! И приготовили сюрпризы для разных категорий клиентов. У гостей Aldemar Royal Villas, например, теперь будет отдельная оборудованная зона на пляже плюс индивидуальная регистрация по приезде в комфортном зале, с закусками и напитками. Также в этом году мы разработали специальное безглютеновое меню. Оно доступно в отелях Royal Mare (Крит) и Royal Olympian (Пелопоннес).
– Димитрис, говорят, у вас возникли какие-то разногласия с принимающей компанией Millennium… Вроде бы из-за «Пегаса», который, будучи партнером Millennium, хотел заключать с вами прямой контракт...
– Все абсолютно не так! Кто это вам сказал? «Пегас Туристик» никогда официально не просил у нас прямого контракта. Что касается Millennium, с этой компанией мы успешно сотрудничали на протяжении многих лет. Но в 2011 году некоторые российские партнеры Millennium начали работать с нами напрямую, а кто-то ушел к другим принимающим фирмам. Получилось, что у Millennium из крупных туроператоров – только «Пегас». А так как мы с «Пегасом» не работаем и не планировали в 2011 году, соответственно, и надобность контракта с Millennium просто отпала.
– Что с ценами? Они вырастут в новом сезоне?
– Цены – это что-то относительное. Впрочем, есть понятие сезонности, периоды, когда спрос идет вверх, а затем начинается снижение. В связи с этим наши цены категорий High & Super High (высокие и очень высокие. – Прим. ред.) остались на уровне 2010 года, но зато в отдельные периоды они ниже, и довольно намного. Нашим партнерам грех жаловаться! А вот SPO предлагать точно не будем.
Я думаю, как обычно, все лето наши отели будут пользоваться спросом. В мае загрузка уже на самом высоком уровне, да и бархатный сезон обещает быть успешным.
– То есть агентства снова могут рассчитывать на активные продажи и участие в Sunny Тime Тop Тour?
– Конечно! 30 лучших продавцов нашего продукта приглашаются с 25 сентября по 2 октября в Олимпию, в отель Aldemar Olympian Village & Royal Olympian. Aldemar оплатит всю программу, включая перелет Москва – Араксос – Москва, проживание в отеле, мероприятия по программе, полный пансион. Промежуточный подсчет баллов состоится в конце июля! А 5 сентября будут названы имена победителей! Olympian Village – это великолепный отель и беспроигрышный выбор, советую продавать его в первую очередь!
И еще хочу напомнить, что в Москве есть наше представительство. Правда, его покинула Татьяна Кузина, которая работала в нашей команде с 2006 году, мы ей очень благодарны за сотрудничество. Кстати, она курировала программу Sunny Time. Ушла по собственному желанию. Теперь на ее месте Катерина Соколова, я думаю, у нее большое будущее, она очень динамичная и быстро входит в курс дел. Ее e-mail: salesru@aldemarhotels.com, телефон 8 (903) 589-7763, звоните по всем вопросам!
«Питательной средой для SPO служит, как обычно, профицит перевозки, – отмечает Ирина Фирсова, топ-менеджер «ИнтАэр». – Причем он образовался вопреки ряду сдерживающих факторов. Начнем с того, что на Грецию сейчас еще не всякую авиакомпанию поднимешь. Назначенные перевозчики не так агрессивно пользуются своими преимуществами, как в прошлом сезоне, но ограничения сохранились». Посмотрим на самые востребованные трассы рынка. Из Москвы на Афины взлетели назначенные перевозчики с российской и греческой стороны – «Аэрофлот», Aegean Airlines. На Салоники – те же двое плюс «ВИМ-авиа» и некая а/к «Астра» при консолидации «Музенидис Трэвел», который на данном направлении имеет, как известно, особое право голоса и мог содействовать получению разрешения от Росавиации.
Из российской столицы в Ираклион (Крит) туристов буду доставлять опять-таки назначенные, а здесь помимо Aegean Airlines и «Аэрофлота» этот статус имеет «Трансаэро». Еще есть чартер Nord Star. Этому перевозчику хватило лоббистского потенциала, чтобы склонить Росавиацию к положительной резолюции по своей заявке на Крит. Особый административный ресурс эксперты объясняют «легким налетом норникеля», который, кстати, в последние годы сильно облагородил сервис бывшего «Таймыра». «Хорошая, качественная авиакомпания, кто пробовал – знает, – говорит Марина Макаркова. – Лично я, когда есть возможность, летаю именно Nord Star».
Это Крит. На другие острова, кроме назначенных, пробились «Ямал» и Sky Express. Попытка «Татарстана» летать на Закинф чуть не завершилась фиаско. Этого перевозчика Росавиация поначалу не допустила к полетам из Москвы: мол, столичный авиационный узел перегружен. Но в итоге необходимое разрешение все-таки дали.
Итак, допустили не всех желающих. А с теми, кто летает, надо было еще правильно выстроить отношения – тоже не самая простая задача для ТО. Вот, например, цены: а/к «Трансаэро» дешевле «Аэрофлота», но известна тем, что в процессе сезона может сменить прайсы. В этом году у нее есть объективная причина – топливо дорожает постоянно, и на столах заказчиков уже в начале мая лежали уведомления от «Трансаэро» о топливных надбавках: плюс 8% по евровым направлениям и 6% – по долларовым. Нацперевозчик на старте выглядит дороже, в этом году он задал верхнюю ценовую ноту по Греции: €340 за кресло для заказчика. «Но он старается, несмотря ни на что, держать контрактные тарифы, – продолжает тему Анатолий Гаркушин, гендиректор компании «Пантеон». – И делает это даже сейчас, в условиях роста цен на топливо».
Но что касается Греции, тут у «Аэрофлота» другой пункт: он старается усадить заказчиков на ежедневные рейсы, чтобы обеспечить равномерный трафик. Грузить даже мелкие блоки по невостребованным дням – очень сложно для туроперейтинга. Крупные игроки хотят целые борта, но по четвергам и воскресеньям, а они предлагаются по максимальным прайсам.
Так или иначе, туроператоры выбрали варианты, которые сочли для себя приемлемыми. Например, «Пантеон» и ICS предпочли крупные порции дорогой аэрофлотовской перевозки по хитовым дням. TEZ Tour взял мелкие дозы плюс к тому заказал чартеры Nord Star. «Южный Крест», как обычно, сделал ставку на «Трансаэро». «Солвекс», который делает акцент на островах, распределил турпотоки между «Аэрофлотом», «Ямалом», Sky Express и Aegean Airlines. Вообще, базовый заказчик греческой авиакомпании в России – «Лабиринт», но по ряду направлений предоставляет емкости и другим ТО, в том числе TEZ, «Южному Кресту», «Пантеону». Главная интрига – отношения с хитовыми гостиницами и обострение конкуренции принимающих туроператоров друг с другом и с бывшими российскими партнерами.
Новость сезона: на открытый рынок вновь вышел отель Aquila Rithymna Beach 5* – когда-то он был хитом на российском рынке, входил в Grecotel, но откололся из-за конфликта в семье владельцев. Последние три года все емкости, выделенные под русский рынок, эксклюзивно продавала «Натали Турс». Но срок контракта истек, и он не пролонгирован.
Готовы ли другие отечественные ТО грузить Aquila? «Все зависит от спроса, но мне представляется более правильным поддерживать те востребованные гостиницы, отношения с которыми мы развиваем годами», – говорит Дмитрий Шевченко. Андрей Кузнецов высказывается жестче: «Я считаю, что уважающий себя туроператор не станет работать с партнером, который однажды отказал ему в сотрудничестве, чтобы полностью сосредоточиться на конкурирующей фирме. Это первое. Второе – отель, по моим впечатлениям, сильно опустили в плане качества и статуса». «Гостиничный эксклюзив – неоднозначное явление на рынке, – комментирует Екатерина Айзерман. – Для туроператора в большинстве случаев это необходимый инструмент конкуренции, но отель порой теряет многое».
Еще одна новость: сеть Aldemar заявила о расторжении многолетнего контракта с принимающим туроператором Millennium. Считается, что «яблоком раздора» стал «Пегас Туристик», чьих туристов упомянутая греческая компания принимает на Крите. По самой распространенной версии, «Пегас» попытался запросить контракт в Aldemar напрямую, Millennium выразил недоумение владельцам сети, а те, в свою очередь, выразили неготовность работать с обоими. «Об этом сказал сам Ангелопулос, причем Ангелопулос-старший!» – многозначительно говорят участники рынка. Представители Aldemar, впрочем, эту версию опровергают (см. стр. 55).
Вот в этом весь греческий рынок. «Кто, с кем, почему и как он мог!» Впрочем, все крупные российские игроки стремительно движутся к организации собственных инкаминговых структур в Греции. «Я не понимаю, зачем нужны принимающие компании, – говорит Андрей Кузнецов. – Их время прошло».
След синей птицы
Участники этого рынка хорошо помнят прошлогодний скандал вокруг греческой а/к Blue Bird, которая заявила о намерении летать из Москвы, заключила контракт с «Пантеоном», но уже в ходе сезона выяснилось, что у нее нет необходимой техники. Не нашлось и средств, чтобы вернуть полученный от турфирмы депозит за оплаченные, но не выполненные рейсы. Анатолий Гаркушин сообщил «ГЛ», на какой стадии сейчас отношения с перевозчиком: «Переговоры с его стороны ведет известный в туризме авиаброкер – г-н Такис. Приезжал на весеннюю выставку, предлагал возобновить сотрудничество, но, похоже, самолетов у них как не было, так и нет. Поэтому есть два пути развития наших отношений: а/к получает обещанную технику и предлагает нам на выгодных условиях «вылетывать» долги, либо мы продолжаем с ними судиться. Даже при самом благоприятном для нас раскладе процесс затянется еще года на два»
Здесь даны краткие наметки греческих интриг на старте лета-2011. Каждая из них – на земле и в воздухе – тема для отдельной статьи. Это значит, что продолжение следует.