1 июля закон «О персональных данных» (ПД) окончательно вступил в силу. Если до этого нарушение его пунктов могло повлечь штраф порядка 10 тыс. рублей, то теперь последствия могут оказаться много серьезнее. Достаточно перечислить ведомства, на которые возложен контроль над исполнением: Роскомнадзор (куда, между прочим, туроператорам и агентствам необходимо подать обязательную заявку о регистрации), а также ФСТЭК и ФСБ. «Действия турфирм в данном случае условно можно разделить на два блока, – разъясняет руководитель претензионно-искового отдела ЮА «Персона Грата» Александр Байбородин. – Первый – организационный: необходимо назначить ответственных лиц, подготовить внутреннюю документацию и прочее. Второй – решение технических вопросов, связанных с защитой ПД. Если выполнение требований по документообороту теоретически возможно силами турфирмы с привлечением юристов и системных администраторов, то проведение технических мероприятий, как правило, осуществляется специализированными организациями, имеющими лицензии на осуществление подобного вида деятельности. Цена их услуг на сегодня может составлять несколько сот тысяч рублей».
Туроператоры уже подсчитали примерные затраты на привлечение лицензированных компаний. Сергей Волков, руководитель департамента технологий Travelsystem, оценил их не меньше чем в полмиллиона рублей. «Существенно оптимизировать расходы вряд ли удастся», – признался он. Другой эксперт считает, что стоимость услуг в ближайшее время возрастет – из-за бума востребованности. Что касается турагентств, которым, понятно, столько нулей не вынести, то здесь, по мнению Сергея Волкова, все не так страшно: «Программное оснащение, обслуживающее бизнес-процессы, у них на порядок «легче», и если нет каких-то вспомогательных софтов для внутреннего пользования, возможно, будет достаточно стандартных Microsoft, Windows, Outlook. Только – подчеркиваю! – лицензионных».