Как прошла первая неделя без крупнейшего агрегатора гостиничных услуг
В турсообществе обсуждают перспективы импортозамещения Booking.com. Телеграм-канал «Крыша ТурДома» провел аналогию с уходом «Макдоналдса» и сослался на мнение основателя сети быстрого питания «Теремок» Михаила Гончарова, который написал в Фейсбуке подробный разбор, почему заменить «Макдоналдс» нам нечем. Booking.com тоже занимает недосягаемое положение на российском рынке. Спрашивается, смогут ли действующие игроки или новые структуры быстро заполнить пустоту, образовавшуюся после ухода агрегатора?
«Держать цены и не ныть»
Аудитория обсуждения разделилась на три лагеря: патриоты, космополиты и специалисты. Первые раскритиковали саму идею, что отечественный бизнес не в состоянии родить аналоги «Макдоналдса» и Booking.com. Характерное мнение: «Люди, которые говорят “не может быть, так не получится”, сродни предателям. Враньё. У меня тоже бизнес, я стараюсь держать цены и не ныть».
От «космополитов» ярко выступил подписчик канала Станислав Харламов. Он заявил, что готов аплодировать стоя честному владельцу «Теремка». И добавил: «Я преданный фанат свободы выбора, а не крикунов в духе “пусть уходят, мы сами с усами, и нам это не нужно”».
Участники обсуждения из числа специалистов сферы гостеприимства поделились опытом работы с российскими агрегаторами. «Перешла на “Островок”, никаких проблем, – сообщила Natali Lisa. – Если сейчас туда еще побольше отелей подтянется, то уход “Букинга” будет без последствий». «Мне исчезновение Booking.com настолько нравится, что не представляете. Клиенты спокойно бронируют либо непосредственно в отеле, либо через те же Яндекс.Путешествия, которые берут с отелей 10% комиссии, а не 20%, как Booking».
Участники дискуссии вышли на важную тему. Сделав Booking.com основным каналом сбыта, многие российские отели давно оказались в зависимости от этого агрегатора и были вынуждены выполнять его ценовые условия, которые часто звучали как ультиматумы.
Миллиарды рублей и годы работы
«Booking.com для многих отелей действительно был своего рода “наркотиком”», – подтверждает Марк Коган, директор отдела продаж и маркетинга Park Inn by Radisson (Одинцово). Тем объектам, которые делали на этот агрегатор основную ставку, приходится сложнее других. И в целом его отсутствие сейчас воспринимается как системная проблема на рынке сбыта гостиничных услуг, но продлится это считаные месяцы. «Уже к сентябрю мы увидим перераспределение трафика между другими площадками», – считают многие эксперты. При этом они отмечают недостатки отечественных конкурентов. «Российские системы бронирования пока не могут обеспечить даже нормального визуального ряда. И все процессы не соответствуют современным стандартам», – утверждает Виктория Шамликашвили, инвестор отеля Hotel Indigo St. Petersburg-Tchaikovskogo 5*.
«В данный момент ситуация осложняется еще и тем, что отели массово ринулись интегрироваться с российскими аналогами, которые из-за перегрузки столкнулись с техническими проблемами, – продолжает тему Анна Косарева, исполнительный директор управляющей компании Four Elements Hospitality (объекты в Москве, Екатеринбурге, Кирове, Перми). – Я на одной площадке уже больше недели не могу изменить информацию об отеле. На “Букинге” я сделала бы это элементарно в личном кабинете, а в крайнем случае поддержка подключилась бы в течение суток».
По общему мнению собеседников редакции, проектам, альтернативным «Букингу», потребуется несколько месяцев, чтобы выйти на адекватный уровень сервиса для пользователей. Но на то, чтобы сравняться с мировым лидером, уйдут годы, и то при условии, если удастся привлечь миллиардные инвестиции в маркетинг.
Между тем аппетиты у отечественных разработчиков резко возросли уже сейчас. «Российская гостиничная ассоциация» обратилась в правительство с предложением ввести для систем бронирования максимальный предел комиссионных – 10%. Сейчас комиссии стали достигать 25% (без НДС) от стоимости бронирования. По мнению отельеров, агрегаторы пользуются сложным положением отелей, которые потеряли основной канал сбыта, и это, пожалуй, основной итог первой недели без Booking.com.
«“Букинг” ушел... Кое-кто из онлайн-сервисов бронирования отелей решил взять по полной и зарядил комиссию аж в 26%! И это базовый тариф. В ряде случаев при полной оплате сразу еще плюсом сверх указанного 1% требуют! Кстати, требование паритета цен в договорах тоже присутствует, хотя “Букинг” был оштрафован именно за это... По мне – реальный БЕСПРЕДЕЛ!» – комментирует ситуацию Дмитрий Богданов, председатель правления Ассоциации отельеров АМОС.