Туроператор GTI Travel, входящий в турецкий холдинг Kayi Group, объявил на этой неделе о невозможности исполнить свои обязательства перед туристами. Остановлена работа компании в Германии, Польше и Голландии. Одновременно прекратил полеты и дочерний перевозчик Sky Airlines.
Общее число пострадавших с учетом глубины летних бронирований может составить порядка 70 тысяч человек. Это туристы выкупившие турпакеты, и пассажиры. В чем причина краха некогда одного из крупнейших туристических холдингов Турции? Европейские издания приводят только одну – турецкому холдингу не продлили кредитную линию в размере 12 млн евро. Но ясно, что тема требует более внимательного изучения.
Комментарии и версии экспертов опубликуем в ближайшее время. А пока напомним хронологию событий, происходивших вокруг холдинга Kayi Group и GTI.
Еще в 2008 году наблюдатели стали высказывать осторожные сомнения по поводу перспектив GTI, оперировавшей тогда не только в странах Европы, но и России. Тому способствовали настораживающие факты. Под графу «Сокращение издержек» попала турецкая отельная цепочка Riva, гостиницы которой активно распродавались с молотка. Появились робкие предположения, что «оптимизация» коснется и российского рынка (у нас GTI присутствовал с 2003 года), на что вице-президент московского офиса Эфе Хусейнов заявил в интервью корреспонденту «БАНКО» буквально следующее: «Я не исключаю, что некоторые компании покинут рынок если не в этом году, то в следующем. Но GTI среди них точно не будет. Наш российский офис пользуется поддержкой операторских компаний в Германии, Голландии, Польше, также входящих в Kayi Group. Нам не страшен убыток даже в 50 млн евро». Как говорится, эти бы слова да богу в уши… Через год GTI «оптимизировался» в России раз и навсегда.
Его уход с рынка произошел вполне цивилизованно – без разгневанных пострадавших, растерянных турагентств и раздосадованных страховщиков. Видимо, чтобы не нервировать рынок (а, может быть, искренне) осенью 2009-го было объявлено лишь о приостановлении зимних программ. Но, перезимовав, туроператор продолжил деятельность уже вне России. Судя по тому, что «оптимизация» продолжалась и впоследствии, дела у Kayi-GTI шли так себе. Например, вызвала определенный ажиотаж новость о продаже флагмана отельной базы холдинга, роскошного «Адам и Ева», проданного в конце прошлого года крупной строительной компании Stone Group. Тогда же появились слухи о ликвидации бизнеса в Польше. И вот, произошло: ни Польши, ни России, теперь и Германии. От туристического «кита», похоже, не осталось даже остова.