К чему готовиться туроператорам в 2014 году
Накануне сдачи декабрьского номера в печать редакция предложила руководителям туроператорских компаний – как действующим, так и ушедшим в отставку – немного порефлексировать. И ответить на вопрос о том, что ждет туроператорский бизнес в 2014 году.
Инфляция – это критично
Самым красноречивым прогнозом можно считать эсэмэску, полученную от руководителя одной из известной компаний: «Будет полный п…ц. Перезвоню позднее». Ну а если серьезно, то первое, на что обратили внимание эксперты, – это что туризм, как часть российской экономики, подвержен тем же настораживающим процессам: в будущем году есть перспектива спада потребительского спроса. Рынок выездного туризма рос много лет подряд и, похоже, близок к насыщению. Во всяком случае, о тех показателях 40–50%-ного роста, с которыми выстреливали некоторые направления точно придется забыть, говорит Эдуард Кузнецов (экс-«Мегаполюс Тур»). Кстати, он окончательно оставил выездной турбизнес и сосредоточился на гостиничном проекте. Летом готовится пригласить агентов на Валдай пожить в деревянных домах под старину, попить деревенского молочка и вообще оценить прелести внутреннего туризма, который, по его мнению, наоборот, ждет подъем. Особенно если правительство «отпустит» рубль и его курс относительно доллара или евро заметно понизится. «Можно говорить, что для наполнения бюджета нужна будет инфляция. А для выездного туризма это критично. Падение рубля на 10–15% вызывает примерно такое же снижение продаж», – отметил г-н Кузнецов.
Банкротства будут
При спаде общей активности может снизиться и средняя стоимость приобретаемой путевки и глубина бронирования. В условиях, когда туристы придерживают деньги, трудновато убедить заплатить на полгода вперед. А это значит, что денежный поток, на котором строится бизнес туроператоров, все больше напоминает кардиограмму – то взлет, то падение. В этой связи на передний план выходит разумное планирование объемов. И особенно оперативная их корректировка в зависимости от текущей ситуации. Это наиболее важно для тех компаний, которые берут большие обязательства по собственной перевозке: что на растущем рынке является преимуществом, то на падающем, наоборот, может быстро генерировать минус. «Я не вижу тут большой проблемы. Колебания происходят постоянно. Так что если спрос окажется неудовлетворительным, будем маневрировать, сокращать перевозку», – отметил Александр Туголуков, управляющий директор «Библио Глобуса».
Второе. В новом году, очевидно, продолжится процесс укрупнения туроператорского бизнеса. «2500 туроператоров для России – очень много. Со временем останутся только федеральные и нишевые, узкоспециализированные», – утверждает Владимир Каганер, генеральный директор TEZ Tour. Вряд ли удастся избежать новых банкротств. В рыночной экономике крах компании – событие обыденное, главное, чтобы оно проходило корректно, без стресса для клиентов. Возможно, наконец-то пригодится Турпомощь и ее экстренный фонд. Будут и слияния, но не в формате покупки, а скорее в виде поглощения ослабевшей компании более сильной. Тоже, в общем, нормальная ситуация. «Надо помнить, ради чего предприниматели занимаются бизнесом. Туроператоры должны зарабатывать. Если у кого-то это не получается, значит, надо работать по найму», – отметила Оксана Люлинцева, генеральный директор «Данко».
Встряска мобилизует
И наконец, третье. Приметой 2014 года эксперты считает усиление конкуренции крупных игроков. Яркий пример – Турция, где готовится перейти в атаку «Библио Глобус». А вообще борьба будет повсеместной. TEZ Tour вышел на Кипр, что-то похожее намечается в Тунисе, наверняка снова полыхнет Греция…
Ну и немного позитива в прогнозах: «Все потрясения, если они будут, в конечном счете только на пользу рынку: встряска мобилизует. Люди в туризме работают закаленные, выдержат. А туристы, со своей стороны, все-таки продолжат путешествовать, пусть и экономнее. От отдыха не откажутся».