На очередном совещании в правительстве по вопросу поправок в Закон «Об основах турдеятельности» председательствовал уже сам вице-премьер Владислав Сурков. Чиновник сделал реверанс в сторону отрасли, отметив, что, помимо защиты прав туриста, не менее важна задача не ущемить при этом интересы бизнеса.
Прозвучавшие на мероприятии предложения несколько отличались от тех, что выносились на обсуждение на предыдущем заседании рабочей группы. Помимо корректировки предлагаемых размеров фингарантий туроператоров и размеров их отчислений в компенсационный фонд (в сторону уменьшения), было предложено обязать производителей турпродукта предоставлять информацию о турагентах, с которыми заключены договоры. Означает ли это обязательное внедрение электронного документооборота? Если да, то процесс может растянутся на неопределенное время. В Минспорттуризма проблему называют элементарно решаемой. «Во-первых, необходимые технологии уже существуют. Кроме того, туроператорам не составит труда указывать информацию о ТА в договорах и предоставлять ее в Ростуризм», - пояснил директор департамента туристской деятельности Андрей Гаврилов.
Что касается розницы, то остается в силе предложение о дополнении в Закон 294 пункта, обязывающего агентства уведомлять о своем присутствии на рынке. Между прочим, уведомление придется отсылать в нелояльное к туристической отрасли ведомство – Роспотребнадзор (в его территориальные службы).
И вновь наметилось противоречие в подходах к законопроекту между авторами поправок и АТОРом, которая настаивает на введении СРО и на операторском, и на агентском рынке. Критикуя идею создания «некоммерческого фонда экстренной помощи туристам», вице-президент АТОР Алексей Крылов обращает внимание на «сырость» предложение – как он будет формироваться, кто будет его «держателем»? Вывод делается популярный: система приведет к удорожанию турпродукта (но ведь и СРО потребует от участников рынка дополнительных расходов, причем гораздо больших?). На вопрос корреспондента HotLine.travel, кто же будет управлять фондом, Андрей Гаврилов признался, что пока неясно – вопрос будет решаться на правительственном уровне. «Им может стать и уже существующее юрлицо. Но, вероятнее всего, будет создана структура «с нуля»».
Основные различия между обязательным фондом СРО и единым компенсационным фондом ТО обозначил вице-президент РСТ Юрий Барзыкин. По его словам, целевая задача первого – компенсация ущерба пострадавшим туристам. А вот, несмотря на название, единый фонд ТО призван обеспечить оперативную помощь туристам, попавшим в сложную ситуацию за рубежом. Регулироваться его работа будет отдельной нормой в отраслевом законе. Подобная практика есть у страховщиков (в автостраховании).
Кроме того, накоплен большой опыт по созданию таких фондов за границей.
Свершилось. 26 марта в Совете Федерации на заседании рабочей группы под председательством зам. главы аппарата Правительства Анны Поповой было решено переписать (пока начерно) законопроект «О внесении изменений в ФЗ «Об основах туристской деятельности в РФ»».
Из законопроекта, прошедшего уже первое чтение и одобренного депутатами, предлагается вычеркнуть два наиболее спорных положения. Давайте обсудим эти изменения.
1) «ТА работают от имени и по поручению ТО». Эту поправку хотят теперь исключить. Пожалуй, это хорошо. Ведь очень многие участники рынка, особенно туроператоры были против нее (В Сети ТБГ даже написали письмо в Правительство и аппарат президента письмо). «Глас народа» наконец услышан. Но теперь на передний план выходит вопрос: а что может быть альтернативой? Ведь никакого регулирования агентского рынка фактически не ведется. А ситуация в рознице, как известно, плачевна: наблюдается явный переизбыток турагентств, демпинг.
2) Предлагается убрать и условие обязательного членства в СРО туроператоров по выездному туризму (идея пошла с подачи премьер-министра Владимира Путина). Вот тут законодатели попытались компенсировать корректировку другой нормой – созданием компенсационного фонда с обязательным отчислением в него туроператорами средств. Сумма взносов предположительно составит 0,5% от выручки туроператора. Схема вызывает множество вопросов.
Непонятно, кто будет контролировать правильность отчислений, где будут храниться деньги и каков порядок использования этих средств.
И еще.
3) Претерпел изменения и подход к размеру фингарантий ТО, которых никто не собирается отменять. Сумму предлагается определять, опять же исходя из годового оборота туроператоров. Называются разные варианты – от 5 до 20% его объема. Наиболее часто произносимая цифра – 15%.
Много это или мало? Если подсчитать, то финансовая нагрузка на крупных туроператоров окажется ниже, нежели при первоначально предлагаемом варианте (напомним, размер финобеспечения для компаний с оборотом свыше 500 млн планировалось поднять со 100 до 200 млн. Свыше 1 млрд. – до 200 млн плюс 5 или 10% (от того объема, который свыше миллиарда). Таким образом, для первых размер ФИГов составит от 75 млн руб. плюс взнос в фонд.
Но как тогда быть с защитой интересов туристов? Получается, что в случае краха крупной компании фингарантии опять не хватит.