Украинский туррынок бурлит. Еще в августе местные эксперты прогнозировали, что осенью будет много проблем, и не ошиблись: весь сентябрь в центре внимания были сбои с вылетом туристов и скандалы вокруг пропавших денег. Подробности – в материале, подготовленном редакцией украинского «ТурДома».
«САМ» не свой
Для начала подвел своих партнеров и клиентов один из самых старых и уважаемых на рынке игроков – туроператор «САМ», который вдруг аннулировал все свои туры в Черногорию на 8 сентября. Предупреждение агентам поступило накануне вечером в виде эсэмэсок и телефонных звонков, больше похожих на шутку. Но получилось несмешно: туристы из Киева и Харькова никуда не улетели, пересадить почти никого не удалось, отдельные клиенты сразу обратились в суд. «САМ» попытался все свалить на компанию Join UP!, которая якобы безосновательно отказала ему в блоке мест на своем чартере, но позже стало понятно, что «САМ» их просто не оплатил. В процессе шумихи выяснилось: владельцы оператора были недовольны результатами сезона и сменили руководство компании, забыв при этом о туристах. «САМ» пообещал пострадавшим все вернуть, однако на момент написания материала этого еще не произошло и оставалось неясным, будет ли компания продолжать операторскую деятельность или перейдет в разряд агентов.
«Куда Угодно» оказалась негодной
В течение сентября также чуть не ушла из жизни сеть «Куда Угодно», успевшая разослать своим франчайзи письмо о приостановке деятельности. К счастью, долги компании согласилось покрыть руководство «Айти-тур», фактически выкупившее бренд «Куда Угодно».
Филькины ваучеры
Гораздо более скандальной оказалась история с харьковской компанией Argo Travel. 35-летний руководитель одного из офисов этой фирмы работал по консолидаторской схеме, предоставляя агентам из других ТА повышенный процент на туры различных операторов. Никаких документов коллегам в обмен на деньги их туристов он не предоставлял – все держалось исключительно на доверии. Поэтому, когда в очередной раз представитель Argo Travel собрал с многочисленной харьковской розницы миллион долларов и пропал, обманутым агентам даже нечем было подтвердить свои слова в милиции.
Наконец объявил о своей ликвидации крымский туроператор «Краймиан Сан Холидейс» (BS Travel), который на протяжении года морочил голову клиентам, заплатившим ему за так и не состоявшиеся туры. Оператор до последнего продавал свой продукт не только украинцам, но и россиянам. Первым обещали вернуть деньги за отмененные поездки или предлагали все перенести. Вторых, как правило, заставали врасплох уже в Крыму – например, отправляли назад не самолетом, а поездом или вообще говорили туристам, что их деньги за проживание и обратный перелет на счет ТО не поступили, поэтому нужно заплатить повторно.
В самом Киеве были случаи, когда агенты-мошенники убегали с деньгами, выписав туристам филькины ваучеры на неоплаченные туры.
Поправкам быть
На этом фоне украинский Гостуризмкурорт под влиянием крупных ТО решил внести в Закон «О туризме» поправки: обязать розницу перечислять операторам 100% средств туриста в течение двух банковских дней после их получения, не вычитая при этом своей комиссии. Предполагается, что это перекроет кислород мошенникам из ТА, однако неясно, как же быть с мошенниками из ТО. «Удивляет желание операторов получать в течение двух дней полную стоимость тура без таких же обязательств по возврату комиссии», – отмечает глава компании «Айти-тур» Юрий Авдеев. На операторских счетах начнут накапливаться серьезные оборотные средства, а контроля над их дальнейшим использованием и действенного механизма фингарантий на случай банкротств компаний по-прежнему не будет, возмущены агенты.